«Морское право не успело за нашими разработками, в нем отсутствует понятие «несамоходного плавучего ядерного объекта». Поэтому многие вопросы, которые задают нам наши соседи и партнеры по Балтийскому региону, юридически не могут быть решены», — пояснил глава Росатома.
«Поэтому, чтобы избежать двойной трактовки, «серых зон» в регулировании передвижения плавучего энергоблока от Санкт-Петербурга до Певека, мы решили провести загрузку топлива как можно ближе к объекту потребления. Загрузка произойдет в Мурманске, после окончания строительства (энергоблока). Одновременно в Мурманске пройдут комплексные швартовные испытания, которые полностью ответят на вопросы о стопроцентной безопасности плавучего блока», — рассказал Лихачев, добавив, что база «Росатомфлота» в Мурманске обладает всей необходимой инфраструктурой, специалистами и компетенциями для загрузки ядерного топлива. И это решение оправданно также с экономической и технологической точек зрения и основывается на многолетнем опыте безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота.
Транспортировка ПАТЭС по Балтике будет осуществляться без ядерного топлива на борту. «Тем самым мы полностью снимаем существующую юридическую коллизию, и действуем из принципа добрососедства с нашими партнерами», — отметил гендиректор госкорпорации.
«Перенос загрузки топлива в реактор плавучей атомной станции с Балтийского завода на площадку Росатомфлота в Мурманске — это понятное решение Росатома, — считает начальник отдела анализа финансовых рынков управления по инвестиционным продуктам, «КИТ Финанс Брокер» Василий Копосов. — Неурегулированность вопроса в области международного морского права способна если не заморозить, то существенно затянуть вопрос согласования прохода плавучего энергоблока вдоль побережий скандинавских стран. Сомнений в том, что рано или поздно согласование было бы получено, у меня нет. Те же атомные ледоколы свободно проходили Датские проливы для обеспечения зимней навигации в Финском заливе. Т. е. в случае ПАТЭС вопрос действительно лежит в области отсутствия самого понятия «несамоходное судно с ядерной силовой установкой». Но в данном случае ситуация беспокоит именно своей неопределенностью, и Росатом таким образом сыграл на опережение, иначе, с учетом непростой политической обстановки, плавучий энергоблок мог бы оказаться фактически запертым в Балтийском море».
«Россия — пионер в реализации проекта плавучей атомной станции, поэтому неудивительно, что к ней приковано всеобщее внимание и какие-то вопросы, в том числе правового характера, еще только предстоит проработать, — отметил он. — На решение этих вопросов потребуется время, и в сложившейся ситуации загрузка топлива в Мурманске — то есть на территории России, уже после прохождения зарубежной части морского пути — позволит избежать рисков задержки в осуществлении запуска первой в мире плавучей атомной станции».