Девиз Всемирного дня прав потребителей в 2018 году
Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года. Праздник получил широкую поддержку в профессиональных кругах и обществе. В Российской Федерации этот день отмечается с 1994 года.
Торжественные мероприятия каждый год посвящаются определённой теме, которую определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI). По её решению Всемирный день прав потребителей в 2018 году проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Также, как и в 2017 году, CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции, когда в качестве девиза был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».
Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета.
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. По экспертным оценкам Ассоциации компаний Интернет - торговли (АКИТ) в 2016 году в России 56 млн. человек (46,6%) пользовались Интернетом с мобильных устройств, объем рынка Интернет – торговли в первом полугодии 2017 года составил 498 млрд. рублей, а всего за весь год прогназируемо должен был составить 1150 млрд. рублей, что в два раза превышает объем Интернет – продаж 2013 года (544 млрд. рублей).
В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.
Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.
В рамках празднования Всемирного дня прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области планируется ряд мероприятий, информация о которых будет дополнительно размещена на официальном сайте Управления (http://51.rospotrebnadzor.ru). Кроме того, в период с 12 по 26 марта 2018 года, Управление примет участие во Всероссийской горячей линии по вопросам защиты прав потребителей. В этот период по телефонам горячей линии, при непосредственном обращении в общественную приёмную потребители могут получить консультацию по интересующим вопросам. Консультации будут оказываться не только по тематике Всемирного дня прав потребителей, но и по другим вопросам.
Консультации по вопросам подготовки претензий в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, помощь в подготовке исковых заявлений можно будет получить в Консультационном центре по защите прав потребителей и консультационных пунктах по защите прав потребителей ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», адреса которых размещены на сайте http://fguzmo.ru.