Новости города БезФормата.Ru
Мурманск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Узкоколейка вместо трамвая

Узкоколейка вместо трамвая - Мурманский вестник
Праздничный поезд на мурманской узкоколейке. 1 мая 1920 г. - Мурманский вестник
Наряд на работу. 1920 г. - Мурманский вестник
Трактор британской фирмы «Симплекс», применявшийся в качестве тяговой силы. - Мурманский вестник
Фото: www.mvestnik.ru
Узкоколейка вместо трамвая

Текст: Ермолаев Дмитрий

Фото: Иллюстрации предоставлены ГАМО Эстакада на узкоколейке в Мурманске. 1919 год.

Пока первые мурманчане грезили заполярным трамваем, жизнь внесла в эти возвышенные мечты свои будничные правки. Из-за потрясших страну исторических катаклизмов исполнение трамвайных планов отодвинулось в область неопределенно далекого светлого будущего. Но городу на берегу Кольского залива, создававшемуся в условиях сурового климата, сложного рельефа местности и продолжавшейся войны - сначала Первой мировой, а потом Гражданской - позарез был нужен хоть какой-нибудь транспорт. И он появился. Трамвай заменила узкоколейная железная дорога.

Грубей и проще

Думаю, что французский инженер Поль Дековиль, еще в XIX столетии ломавший голову над тем, как по размытым ливнями грунтовкам подвезти оставшийся в полях урожай свеклы к своему винокуренному заводу, вряд ли мог себе представить, что со временем изобретенная им особая узкоколейка будет востребована не только в плодородной и теплой Франции, но и за полярным кругом. Но случилось!

Дековилька (в литературе встречается и иное написание - декавилька. - Прим. ред. ) отличалась от трамвая, как жизнь от мечты, была грубей и проще. Она обходилась без электричества: не нужно было строить подстанции, устанавливать столбы, тянуть провода. Ее рельсы и шпалы сравнительно легко укладывались и разбирались. Вагонетки и платформы при необходимости можно было передвигать хоть вручную, хоть при помощи лошадей. Характер перевозимых грузов мог быть любым - от хрусталя до нечистот. В целом мурманская узкоколейка представляла собой военно-полевую дорогу, широко использовавшуюся в ту пору воюющими державами по обе стороны фронта.

Самое раннее упоминание о ней, которое мне удалось обнаружить в документах Государственного архива Мурманской области, относится к 17 сентября 1918 года. В договоре, заключенном начальником Кольской военно-морской базы, будущим помощником генерал-губернатора по управлению Мурманским районом Василием Ермоловым с подрядчиками Коробовым и Смышниковым, на поставку для базы дров пунктом № 2 указана «выгрузка дров на ст. Мурманск из вагонов ж.д. в вагоны узкоколейной ж.д. для отвозки к месту склада городских дров». Следовательно, на тот момент дековилька уже работала.

В начале октября 1918 года председатель Мурманской краевой продовольственной управы уже просил командующего русскими вооруженными силами Мурманского края генерал-майора Николая Звегинцева для разгрузки прибывающего союзного транспорта с продовольствием распорядиться о прокладке узкоколейной ветки от порта к складам базы.

Требуются шофферы

Однако Звегинцев мало чем мог ему помочь, потому что строили узкоколейку англичане. При этом они далеко не всегда считались с интересами мурманчан. «Рабочие для балластировки пути закладывают карьеры в тех местах, где должны пройти улицы города, а местами в кварталах участков, отведенных частным лицам, - возмущался в мае 1919-го комиссар Мурманска Иван Сербинов. - Кроме того, укладочный материал на некоторых улицах загромождает дороги, переезды через пути устроены так, что могут повлечь несчастья с людьми и лошадьми».

В итоге получилось сооружение с шириной колеи 60 сантиметров протяженностью 5 верст, обошедшееся в пять миллионов рублей. Руководил строительством инженер Фрозер, а командовали дековилькой военные: сначала полковник Лефевр, потом подполковник Томсон. В качестве тяговой силы использовались трактора британской фирмы «Симплекс», работавшие на бензине: 5 машин мощностью 20 лошадиных сил и две сорокасильных, применявшихся по большей части зимой.

Впрочем, не забывали мурманчане и о трамвае, пытаясь, насколько это было возможно в тех условиях, соотнести городское строительство с намеченным прежде планом трамвайных путей. Так, в таблице «разрядов участков городской земли в Мурманске», утвержденной 27 июня 1919 года, отдельно значились участки «городские, окраинные, удобные, у трамвайной линии». Но практических усилий для воплощения в жизнь трамвайных мечтаний не предпринималось, в то время как узкоколейка развивалась, постоянно достраивалась и активно действовала.

Приведу лишь два примера. В том же июне 1919-го в главном органе печати белого Мурмана - газете «Мурманский вестник» появилось объявление «Требуются шофферы (именно так писали тогда это слово. - Д. Е. ) или лица, знакомые с автомобилями, для узкоколейной дороги в Мурманске». А в сентябре городские власти сообщили подрядчику Петрову, выполнявшему работы по устройству водопровода, что если ему понадобится «дековильный путь, то укладочный материал (рельсы, болты, подкладки, шпалы) и вагонетки могут… быть предоставлены в необходимом для данной работы количестве».

Пешеходы и лошади на путях

После эвакуации союзников в октябре 1919 года узкоколейка перешла в ведение города вместе со множеством запасных частей и 7134 галлонами бензина. Временное заведование дековилькой принял старший механик Павел Скальский. Действовала она тогда как транспортное предприятие: за плату 80 копеек с пуда грузы доставляли в нужную точку. Летом по ней ежемесячно перемещали до 200 тысяч пудов, зимой - в два раза меньше. Учитывая, что выручка за перевозки составляла около 125 тысяч рублей в месяц, дековильку того времени можно считать одним из самых выгодных городских учреждений.

Правда, использовали ее не только для официальных целей. Поскольку зимой узкоколейку очищали от снега, по ней нередко передвигались простые горожане, порой даже конные. Что, в свою очередь, было чревато опасностью дорожно-транспортных происшествий. «Во многих районах города полотном узкоколейной жел. дор. пользуются для сокращения пути, как пешеходы, так и возчики, - информировал краевое руководство Начальник города Мурманска, сокращенно «Нагор», Борис Полевицкий. - Ввиду того, что для прохода подвижного состава расчищается только необходимая для этого часть полотна, по краям же расчищенного пути лежат горы снега, при встречах поезда с пешеходами или лошадьми последним некуда свернуть, что может привести к несчастным случаям». Таковы были в ту пору реалии мурманской жизни.

Дековилька начиналась от Зеленого мыса и тянулась через Мурманск к району Морской базы. Осенью 1919-го было решено проложить ответвление дороги к Лихтерной пристани. «Крайне необходимое, - как пояснял Полевицкий, - для разгрузки пароходов вследствие отсутствия лошадей». Материалов на эту ветку не хватило, и их принялись разыскивать по всему Карело-Мурманскому краю. Рельсы везли из Сороки - нынешнего Беломорска, шпалы из Чупы. На 1920 год было «предположено к укладке 750 саж. новой колеи», из которых 280 саженей намечалось уложить в центре города - «по Варяжскому проспекту для сокращения главного пути из порта на Базу». Но воплотить задуманное в жизнь так и не успели - к власти пришли красные.

В эвакуации отказать

Вскоре после изгнания белых узкоколейка уже служила новому строю. Так, в апреле 1920 года в Мурманске состоялась «неделя чистки», в ходе которой город очищали от скопившегося за зиму мусора. «Сердце радуется при виде высоко вздымающихся лопат, быстро нагружающих вагонетки, - повествовал корреспондент местных «Известий». - Длинными вереницами тянутся они по городу, унося за пределы его остатки гнили и отбросов - наследия наших предшественников. За пять дней Мурманск «стал легче» на 120 вагонеток грязи».

Дековилька играла настолько выдающуюся роль в городских перевозках, что, когда в начале лета 1920-го поступило распоряжение центральных органов власти о том, что ее нужно разобрать и вывезти из Мурманска, местные управленцы единодушно сказали «нет». В протоколе заседания Мурманского уездного исполкома от 24 июня 1920 года указано: «В выдаче к эвакуации узкоколейки с тракторами и подвижным составом… отказать, мотивируя тем, что с увозом узкоколейной ж.д. нужно будет выселять все население, т.к. лошадей в городе совершенно нет и вся работа по снабжению города и портов водой и дровами выполняется только узкоколейкой, подвоз продовольствия и ряд других не менее важных работ выполняет узкоколейка».

То есть значение узкоколейного пути было настолько велико, что в ту пору от него зависело само существование Мурманска. Неудивительно, что на открывшемся 24 июля 1920 года Втором мурманском чрезвычайном съезде Советов в докладе отдела коммунального хозяйства особо подчеркивалось, что «перевозки… и подвозка воды при разбросанности города исключительно производились по узкоколейной ж.д. Работники этой дороги - малая семья в числе до 10 человек объединенно, сплоченно и выше всякой похвалы выполняли эту колоссальную работу».

Праздничные поезда

Имелась у дековильки и еще одна немаловажная по тем временам функция - агитационная. Масштабные пропагандистские мероприятия нередко сопровождались курсировавшими по городу специально оформленными поездами. Первый такой состав отправился по мурманским улицам 1 мая 1920 года (вы видите его на нашем, прежде никогда не публиковавшемся снимке). Постепенно это стало традицией. Вспомним, к примеру, забегая немного вперед, праздник «Красной Авиации и Общества Друзей Воздушного Флота», отмечавшийся в Мурманске 20 июля 1924-го. «С самого утра члены ОДВФ… хлопотали у гаража, украшая вагоны узкоколейки, - описывал происходившее очевидец. - В час дня пришел оркестр и поезд в восемь вагонов с двумя моторами, весь разукрашенный плакатами, флагами и зеленью, двинулся по городу, переполненный публикой».

Авторитет дековильки на Кольском полуострове был в тот момент чрезвычайно высок, а потому возникли планы строительства других веток - уже вне Мурманска. А именно: от Мурманска через Уру и Западную Лицу на Титовку, от Колы к Нотозеру, от Колы к станции Кильдинской, от станции Лопарской на Териберку и Гаврилово. Помимо этого предполагалось провести линию до Ловозера и Поноя и линию через Умбу и Кузомень до Тетрина.

«Специфические условия Севера говорят за то, - утверждало в 1921 году Мурманское губернское экономическое совещание в подготовленном его сотрудниками докладе «Природные богатства Мурманской губернии и ее экономические задачи», - что по большинству из указанных выше направлений, особенно на первых порах выгоднее будет строить легкие подъездные пути дековилевского типа с моторными двигателями».

В общем, в начале 20-х узкоколейный транспорт в нашем крае был на подъеме. Перспективы дековильки в заполярной столице казались радужными, и чудилось, недалек тот день, когда Мурман покроется целой сетью узкоколейных железных дорог. Но жизнь рассудила иначе.

(Окончание следует.)

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.12.2017

Трамвай, которого нет - Мурманский вестникТекст: Ермолаев Дмитрий Фото: Иллюстрации предоставлены ГАМО Рельсы узкоколейки на берегу Екатерининской гавани в день открытия Александровска.
21.12.2017 Мурманский вестник
После столкновения трех авто под Апатитами погибла женщина - ИА Nord-News.RuПосле столкновения трех авто на трассе под Апатитами погибла женщина, которая находилась в Citroen.
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
Смертельное ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» попало на камеры - SeverPost.ruВ сети Интернет появились первые видео с места аварии, произошедшей накануне, на 1450 километре автодороги «Кола».
21.01.2018 SeverPost.ru
Последствия ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» ликвидировали спасатели из трех городов - SeverPost.ruНа месте автомобильной аварии, которая произошла накануне на федеральной трассе Р-21 «Кола», работали пожарно-спасательные подразделения из трех городов.
21.01.2018 SeverPost.ru
В 60 км от Мурманска в ДТП с двумя маршрутками погибли 4 человека - Мурманский вестникФото ВК МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вчера около 19.30 на 1540 км федеральной трассы Р-21 «Кола» между Мурманском и границей с Норвегией произошло столкновение двух микроавтобусов Mercedes Sprinter и двух легковых автомобилей.
21.01.2018 Мурманский вестник
Два человека погибли в ДТП в районе Заозёрска - ИА B-Port.ComМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 20 января/ БИ-ПОРТ – На трассе Р-21 «Кола» произошло ДТП с участием двух пассажирских микроавтобусов и легкового автомобиля.
20.01.2018 ИА B-Port.Com
На перекрёстке в Мурманске «Нива» столкнулась с пассажирским автобусом - ИА Nord-News.RuНа перекрёстке в Мурманске сегодня произошло дорожно-транспортное происшествие с участием общественного транспорта.
20.01.2018 ИА Nord-News.Ru
При столкновении трех автомобилей в Кировско-Апатитском районе погибла женщина - Мурманский вестникМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В пятницу, 19 января, в 20.06 по номеру «01» поступила информация о столкновении трех автомобилей на дороге Апатиты - Кировск.
20.01.2018 Мурманский вестник
В «Нордавиа» прокомментировали отмену рейса «Москва — Мурманск» - SeverPost.ruВ авиакомпании «Нордавиа» рассказали об отмене московского рейса, который не прибыл накануне в Мурманск.
19.01.2018 SeverPost.ru
В Апатитах построят новый железнодорожный переход - ИА B-Port.ComАПАТИТЫ/ 19 января/ БИ-ПОРТ – В 2018 году на Октябрьской железной дороге будут введены 10 новых железнодорожных переходов.
19.01.2018 ИА B-Port.Com
В 60 км от Мурманска в ДТП с двумя маршрутками погибли 4 человека - Мурманский вестникФото ВК МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вчера около 19.30 на 1540 км федеральной трассы Р-21 «Кола» между Мурманском и границей с Норвегией произошло столкновение двух микроавтобусов Mercedes Sprinter и двух легковых автомобилей.
21.01.2018 Мурманский вестник
Последствия ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» ликвидировали спасатели из трех городов - SeverPost.ruНа месте автомобильной аварии, которая произошла накануне на федеральной трассе Р-21 «Кола», работали пожарно-спасательные подразделения из трех городов.
21.01.2018 SeverPost.ru
Смертельное ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» попало на камеры - SeverPost.ruВ сети Интернет появились первые видео с места аварии, произошедшей накануне, на 1450 километре автодороги «Кола».
21.01.2018 SeverPost.ru
При столкновении трех автомобилей в Кировско-Апатитском районе погибла женщина - Мурманский вестник
При столкновении трех автомобилей в Кировско-Апатитском районе погибла женщина
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В пятницу, 19 января, в 20.06 по номеру «01» поступила информация о столкновении трех автомобилей на дороге Апатиты - Кировск.
Мурманский вестник
Чтобы достать женщину-водителя из “Рено”, спасателям понадобились спецсредства... Фото Анны Глодевой - Дважды два
Открыли счет
Случилась она днем на шестом километре дороги Апатиты — Кировск. В результате оба водителя с серьезными травмами оказались в больнице.
Дважды два
Взрывные работы - Североморские вести
Взрывные работы
21 и 22 января на автомобильной дороге Мишуково-Снежногорск и на автоподъезде к Белокаменке будут произведены взрывные работы.
Североморские вести
В Мурманской области по факту дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб несовершеннолетний, возбуждено уголовное дело - Следственный комитетВечером 20 января 2018 года поступило сообщение о том, что на участке автодороги Кола Р-21 (1450 км) произошло ДТП с участием четырех автомобилей.
21.01.2018 Следственный комитет
На трассе «Мурманск – Санкт-Петербург» произошло смертельное ДТП - SeverPost.ruНа автодороге «Мурманск-Санкт-Петербург», неподалеку от границы с Норвегией, произошло смертельное ДТП.
21.01.2018 SeverPost.ru
В аварии под Оленегорском погиб мужчина - ИА B-Port.ComМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 21 января/ БИ-ПОРТ  – НА 1282 км автодороги Р-21 «Кола» произошло столкновение легкового автомобиля с большегрузом с прицепом.
21.01.2018 ИА B-Port.Com
Нападение на школу в Бурятии: подростка быстро задержали Фото: МВД республики Бурятия - КП Мурманск
Пермские и бурятские подростки нападали на школы в футболках убийц из «Колумбайна»
На одежде вооруженных тинэйджеров обнаружилась та же надпись, что и у Эрика Харриса и Дилана Клиболда в 1999 году [фото, видео] Связана ли между собой череда нападений подростков на школы?
КП Мурманск
Михаил – из благополучной семьи, сын крупного предпринимателя. Увлекался оружием и был фанатом Колумбайна - КП Мурманск
Мотивы массовых убийств в школах: жажда славы, отказала девушка, месть учителям
Что толкает подростков убивать своих же сверстников? Вспоминаем самые громкие нападения в России и других стран мира за последние 20 лет [видео] В России за одну неделю случилось сразу две трагедии,
КП Мурманск
Под Оленегорском столкнулись легковой автомобиль и грузовая фура - Мурманский вестник
Под Оленегорском столкнулись легковой автомобиль и грузовая фура
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сегодня примерно в 12.13 на пульт дежурной службы «01» поступила информация о дорожно-транспортном происшествии на трассе Р-21 «Кола».
Мурманский вестник
В мурманском театре кукол перед спектаклем сыграют джаз - ИА Nord-News.RuСегодня в 11.30 в Мурманском областном театре кукол перед показом спектакля «Летающий диван» воспитанники детской музыкальной школы №5 областного центра проведут для юных зрителей джазовый концерт.
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
Ансамбль танца «Сполохи» проведет в Мурманске концерт - ИА Nord-News.RuВ 15 часов в областном Дворце культуры и народного творчества им. С. М. Кирова для жителей и гостей Заполярья проведут концерт «В кругу друзей» Заслуженного коллектива народного творчества ансамбля танца «Сполохи».
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
"Этот гриб хочется срезать" - Североморские вестиСоюз художников Североморска откликнулся на предложение Комплексного центра социального обслуживания населения ЗАТО, изъявившего желание принимать в своих стенах художественные выставки.
20.01.2018 Североморские вести
"Мои сведенные мосты" - Североморские вести
"Мои сведенные мосты"
18 января в розовой гостиной Центральной городской библиотеки им.Л.Крейна состоялась онлайн-презентация нового сборника стихов поэта Михаила Зверева «Мои сведенные мосты».
Североморские вести
Милош Бикович: «Популярность несет в себе разные ограничения» - Мурманский вестник
Милош Бикович: «Популярность несет в себе разные ограничения»
Звезда сериала «Отель «Элеон» рассказал о своих новых проектах, съемках с Антонио Бандерасом и творческих планах Текст: Валерия ХВАЩЕВСКАЯ Фото:
Мурманский вестник
Один день из жизни кровавой барыни - Мурманский вестник
Один день из жизни кровавой барыни
Корреспонденты побывали на съемках сериала о жизни самой бесчеловечной российской помещицы Текст: Мария Донская (ИА «Столица»).
Мурманский вестник
Наши девушки на пьедестале почета по итогам выступлений. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - КП МурманскПервое противостояние двух россиянок на крупном турнире в Москве было главной интригой соревнований Лучшая фигуристка мира, непобедимая Евгения Медведева, с ноября 2015 года выигрывала во всех турнирах, где принимала участие.
21.01.2018 КП Мурманск
Победа Краснознаменного - Североморские вестиСборная Краснознаменного Северного флота по хоккею одержала вчера в суперматче, как его окрестили болельщики, с командой областного центра «Мурман-КСШОР».
21.01.2018 Североморские вести
«Мурман» забил «Зоркому-2» два десятка голов - SeverPost.ruНакануне между заполярной командой «Мурман» и «Зорким-2» из Красногорска состоялся очередной матч.
21.01.2018 SeverPost.ru
С огоньком и ветерком - Мурманский вестник
С огоньком и ветерком
«Мурман» порадовал болельщиков первыми матчами в новом году Текст: Аристов Игорь Фото: Сергей Ещенко После январских каникул возобновилось первенство страны по хоккею с мячом в высшей лиге.
Мурманский вестник
«Змей Горыныч» подчиняется умелым - Мурманский вестник
«Змей Горыныч» подчиняется умелым
Срочникам, попавшим в инженерные войска, скучать не приходится Текст: Егорова Лада Фото: Лев Федосеев В осенний призыв в инженерный батальон прибыли 17 ребят.
Мурманский вестник
Сборная Северного флота по хоккею победила команду из Мурманска - Мурманский вестник
Сборная Северного флота по хоккею победила команду из Мурманска
Текст: Игорь Громов Фото: Игорь Громов МУРМАНСК.
Мурманский вестник
Из горящей квартиры в Кандалакше спасли двух человек - ИА Nord-News.RuСегодня около восьми часов утра в Кандалакше на пульт дежурной службы «01» поступила информация о возгорании в квартире по адресу: улица Первомайская, дом № 57.
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
Сегодня в Мурманской области немного похолодает - Телекомпания ТВ-21Как сообщает Мурманское УГМС, сегодня в Заполярье облачная с прояснениями погода.
21.01.2018 Телекомпания ТВ-21
В Мурманске на Заводской сгорел автомобиль - SeverPost.ruПрошедшей ночью в Мурманске пожарные ликвидировали возгорание автомобиля в районе дома №3 на улице Заводской, сообщает МЧС России по Мурманской области.
21.01.2018 SeverPost.ru
В Мурманской области по факту дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб несовершеннолетний, возбуждено уголовное дело - Следственный комитетВечером 20 января 2018 года поступило сообщение о том, что на участке автодороги Кола Р-21 (1450 км) произошло ДТП с участием четырех автомобилей.
21.01.2018 Следственный комитет
В Мурманске снова горят автомобили - Телекомпания ТВ-21Пожарно-спасательные подразделения Мурманской области ликвидировали пожар в г. Мурманске.
21.01.2018 Телекомпания ТВ-21