Узкоколейка вместо трамвая

Фото: www.mvestnik.ru
Узкоколейка вместо трамвая

Текст: Ермолаев Дмитрий

Фото: Иллюстрации предоставлены ГАМО Эстакада на узкоколейке в Мурманске. 1919 год.

Пока первые мурманчане грезили заполярным трамваем, жизнь внесла в эти возвышенные мечты свои будничные правки. Из-за потрясших страну исторических катаклизмов исполнение трамвайных планов отодвинулось в область неопределенно далекого светлого будущего. Но городу на берегу Кольского залива, создававшемуся в условиях сурового климата, сложного рельефа местности и продолжавшейся войны - сначала Первой мировой, а потом Гражданской - позарез был нужен хоть какой-нибудь транспорт. И он появился. Трамвай заменила узкоколейная железная дорога.

Грубей и проще

Думаю, что французский инженер Поль Дековиль, еще в XIX столетии ломавший голову над тем, как по размытым ливнями грунтовкам подвезти оставшийся в полях урожай свеклы к своему винокуренному заводу, вряд ли мог себе представить, что со временем изобретенная им особая узкоколейка будет востребована не только в плодородной и теплой Франции, но и за полярным кругом. Но случилось!

Дековилька (в литературе встречается и иное написание - декавилька. - Прим. ред. ) отличалась от трамвая, как жизнь от мечты, была грубей и проще. Она обходилась без электричества: не нужно было строить подстанции, устанавливать столбы, тянуть провода. Ее рельсы и шпалы сравнительно легко укладывались и разбирались. Вагонетки и платформы при необходимости можно было передвигать хоть вручную, хоть при помощи лошадей. Характер перевозимых грузов мог быть любым - от хрусталя до нечистот. В целом мурманская узкоколейка представляла собой военно-полевую дорогу, широко использовавшуюся в ту пору воюющими державами по обе стороны фронта.

Самое раннее упоминание о ней, которое мне удалось обнаружить в документах Государственного архива Мурманской области, относится к 17 сентября 1918 года. В договоре, заключенном начальником Кольской военно-морской базы, будущим помощником генерал-губернатора по управлению Мурманским районом Василием Ермоловым с подрядчиками Коробовым и Смышниковым, на поставку для базы дров пунктом № 2 указана «выгрузка дров на ст. Мурманск из вагонов ж.д. в вагоны узкоколейной ж.д. для отвозки к месту склада городских дров». Следовательно, на тот момент дековилька уже работала.

В начале октября 1918 года председатель Мурманской краевой продовольственной управы уже просил командующего русскими вооруженными силами Мурманского края генерал-майора Николая Звегинцева для разгрузки прибывающего союзного транспорта с продовольствием распорядиться о прокладке узкоколейной ветки от порта к складам базы.

Требуются шофферы

Однако Звегинцев мало чем мог ему помочь, потому что строили узкоколейку англичане. При этом они далеко не всегда считались с интересами мурманчан. «Рабочие для балластировки пути закладывают карьеры в тех местах, где должны пройти улицы города, а местами в кварталах участков, отведенных частным лицам, - возмущался в мае 1919-го комиссар Мурманска Иван Сербинов. - Кроме того, укладочный материал на некоторых улицах загромождает дороги, переезды через пути устроены так, что могут повлечь несчастья с людьми и лошадьми».

В итоге получилось сооружение с шириной колеи 60 сантиметров протяженностью 5 верст, обошедшееся в пять миллионов рублей. Руководил строительством инженер Фрозер, а командовали дековилькой военные: сначала полковник Лефевр, потом подполковник Томсон. В качестве тяговой силы использовались трактора британской фирмы «Симплекс», работавшие на бензине: 5 машин мощностью 20 лошадиных сил и две сорокасильных, применявшихся по большей части зимой.

Впрочем, не забывали мурманчане и о трамвае, пытаясь, насколько это было возможно в тех условиях, соотнести городское строительство с намеченным прежде планом трамвайных путей. Так, в таблице «разрядов участков городской земли в Мурманске», утвержденной 27 июня 1919 года, отдельно значились участки «городские, окраинные, удобные, у трамвайной линии». Но практических усилий для воплощения в жизнь трамвайных мечтаний не предпринималось, в то время как узкоколейка развивалась, постоянно достраивалась и активно действовала.

Приведу лишь два примера. В том же июне 1919-го в главном органе печати белого Мурмана - газете «Мурманский вестник» появилось объявление «Требуются шофферы (именно так писали тогда это слово. - Д. Е. ) или лица, знакомые с автомобилями, для узкоколейной дороги в Мурманске». А в сентябре городские власти сообщили подрядчику Петрову, выполнявшему работы по устройству водопровода, что если ему понадобится «дековильный путь, то укладочный материал (рельсы, болты, подкладки, шпалы) и вагонетки могут… быть предоставлены в необходимом для данной работы количестве».

Пешеходы и лошади на путях

После эвакуации союзников в октябре 1919 года узкоколейка перешла в ведение города вместе со множеством запасных частей и 7134 галлонами бензина. Временное заведование дековилькой принял старший механик Павел Скальский. Действовала она тогда как транспортное предприятие: за плату 80 копеек с пуда грузы доставляли в нужную точку. Летом по ней ежемесячно перемещали до 200 тысяч пудов, зимой - в два раза меньше. Учитывая, что выручка за перевозки составляла около 125 тысяч рублей в месяц, дековильку того времени можно считать одним из самых выгодных городских учреждений.

Правда, использовали ее не только для официальных целей. Поскольку зимой узкоколейку очищали от снега, по ней нередко передвигались простые горожане, порой даже конные. Что, в свою очередь, было чревато опасностью дорожно-транспортных происшествий. «Во многих районах города полотном узкоколейной жел. дор. пользуются для сокращения пути, как пешеходы, так и возчики, - информировал краевое руководство Начальник города Мурманска, сокращенно «Нагор», Борис Полевицкий. - Ввиду того, что для прохода подвижного состава расчищается только необходимая для этого часть полотна, по краям же расчищенного пути лежат горы снега, при встречах поезда с пешеходами или лошадьми последним некуда свернуть, что может привести к несчастным случаям». Таковы были в ту пору реалии мурманской жизни.

Дековилька начиналась от Зеленого мыса и тянулась через Мурманск к району Морской базы. Осенью 1919-го было решено проложить ответвление дороги к Лихтерной пристани. «Крайне необходимое, - как пояснял Полевицкий, - для разгрузки пароходов вследствие отсутствия лошадей». Материалов на эту ветку не хватило, и их принялись разыскивать по всему Карело-Мурманскому краю. Рельсы везли из Сороки - нынешнего Беломорска, шпалы из Чупы. На 1920 год было «предположено к укладке 750 саж. новой колеи», из которых 280 саженей намечалось уложить в центре города - «по Варяжскому проспекту для сокращения главного пути из порта на Базу». Но воплотить задуманное в жизнь так и не успели - к власти пришли красные.

В эвакуации отказать

Вскоре после изгнания белых узкоколейка уже служила новому строю. Так, в апреле 1920 года в Мурманске состоялась «неделя чистки», в ходе которой город очищали от скопившегося за зиму мусора. «Сердце радуется при виде высоко вздымающихся лопат, быстро нагружающих вагонетки, - повествовал корреспондент местных «Известий». - Длинными вереницами тянутся они по городу, унося за пределы его остатки гнили и отбросов - наследия наших предшественников. За пять дней Мурманск «стал легче» на 120 вагонеток грязи».

Дековилька играла настолько выдающуюся роль в городских перевозках, что, когда в начале лета 1920-го поступило распоряжение центральных органов власти о том, что ее нужно разобрать и вывезти из Мурманска, местные управленцы единодушно сказали «нет». В протоколе заседания Мурманского уездного исполкома от 24 июня 1920 года указано: «В выдаче к эвакуации узкоколейки с тракторами и подвижным составом… отказать, мотивируя тем, что с увозом узкоколейной ж.д. нужно будет выселять все население, т.к. лошадей в городе совершенно нет и вся работа по снабжению города и портов водой и дровами выполняется только узкоколейкой, подвоз продовольствия и ряд других не менее важных работ выполняет узкоколейка».

То есть значение узкоколейного пути было настолько велико, что в ту пору от него зависело само существование Мурманска. Неудивительно, что на открывшемся 24 июля 1920 года Втором мурманском чрезвычайном съезде Советов в докладе отдела коммунального хозяйства особо подчеркивалось, что «перевозки… и подвозка воды при разбросанности города исключительно производились по узкоколейной ж.д. Работники этой дороги - малая семья в числе до 10 человек объединенно, сплоченно и выше всякой похвалы выполняли эту колоссальную работу».

Праздничные поезда

Имелась у дековильки и еще одна немаловажная по тем временам функция - агитационная. Масштабные пропагандистские мероприятия нередко сопровождались курсировавшими по городу специально оформленными поездами. Первый такой состав отправился по мурманским улицам 1 мая 1920 года (вы видите его на нашем, прежде никогда не публиковавшемся снимке). Постепенно это стало традицией. Вспомним, к примеру, забегая немного вперед, праздник «Красной Авиации и Общества Друзей Воздушного Флота», отмечавшийся в Мурманске 20 июля 1924-го. «С самого утра члены ОДВФ… хлопотали у гаража, украшая вагоны узкоколейки, - описывал происходившее очевидец. - В час дня пришел оркестр и поезд в восемь вагонов с двумя моторами, весь разукрашенный плакатами, флагами и зеленью, двинулся по городу, переполненный публикой».

Авторитет дековильки на Кольском полуострове был в тот момент чрезвычайно высок, а потому возникли планы строительства других веток - уже вне Мурманска. А именно: от Мурманска через Уру и Западную Лицу на Титовку, от Колы к Нотозеру, от Колы к станции Кильдинской, от станции Лопарской на Териберку и Гаврилово. Помимо этого предполагалось провести линию до Ловозера и Поноя и линию через Умбу и Кузомень до Тетрина.

«Специфические условия Севера говорят за то, - утверждало в 1921 году Мурманское губернское экономическое совещание в подготовленном его сотрудниками докладе «Природные богатства Мурманской губернии и ее экономические задачи», - что по большинству из указанных выше направлений, особенно на первых порах выгоднее будет строить легкие подъездные пути дековилевского типа с моторными двигателями».

В общем, в начале 20-х узкоколейный транспорт в нашем крае был на подъеме. Перспективы дековильки в заполярной столице казались радужными, и чудилось, недалек тот день, когда Мурман покроется целой сетью узкоколейных железных дорог. Но жизнь рассудила иначе.

(Окончание следует.)

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.12.2017

 
По теме
Трамвай, которого нет - Мурманский вестник Текст: Ермолаев Дмитрий Фото: Иллюстрации предоставлены ГАМО Рельсы узкоколейки на берегу Екатерининской гавани в день открытия Александровска.
21.12.2017
 
 
 
В Мурманске на Шмидта ограничат движение - ИА Nord-News.Ru В Мурманск из-за работ по замене участка теплосети и в целях обеспечения безопасности дорожного движения на примыкании улицы Шмидта к улице Академика Книповича и съезду с улицы Шмидта на улицу Траловую до 20 часов 24 авг
18.08.2018 ИА Nord-News.Ru
  После поездки в парк Крюгера мы собрались к пингвинам. Пингвины жили на территории Боулдерс Бич в городе Саймонс-таун.
17.08.2018 Дважды два
Артист попросил журналистов отстать от него [видео] Актер Алексей Панин прокомментировал появившиеся в СМИ новости о своем ночном «пьяном дебоше», который артист якобы устроил на борту самолета «Симферополь – Москва».
17.08.2018 КП Мурманск
Те, кто пользуется дорожкой за домом №35 на улице Строителей, запятую в этом предложении ставят на свое усмотрение… Не так давно житель дома №35 на улице Строителей ехал с вокзала на такси,
28.07.2018 Дважды два
Казалось бы, законодатели многое сделали, чтобы убрать с дорог нетрезвых водителей.
18.08.2018 Дважды два
Корреспондент "КП" побывала на кладбище, где похоронили мужчину Кладбище «Вешки» Мытищинского района находится в нескольких километрах от МКАД по Осташковскому шоссе в элитном коттеджного поселке.
16.08.2018 КП Мурманск
Кубанский Казачий хор поздравил главу МИД Австрии. Фото: Кубанский казачий хор - КП Мурманск На торжестве солисты ансамбля спели на французском и немецком языках [видео] В субботу Владимир Путин посетил свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и финансиста Вольфганга Майлингера.
19.08.2018 КП Мурманск
Лауреат литературной премии "Русский букер" писатель Владимир Шаров во время пресс-конференции в гостинице "Золотое кольцо", 2014 год. ФОТО Михаил Метцель/ТАСС - КП Мурманск Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
18.08.2018 КП Мурманск
Юрист Ирина Тулубьева, специализирующаяся на авторском праве, рассказала, как родственники писателя могут разделить его многомиллионное наследство Эдуард Успенский был очень плодовитым писателем и деловым человеком.
16.08.2018 КП Мурманск
На крупнейшем рок-фестивале страны прозвучал заполярный альтернативный поп-панк - Наш гитарист Андрей не смог с нами поехать, поэтому мы взяли с собой нашего бывшего басиста Артема в качестве сессионного музыканта.
14.08.2018 КП Мурманск
Всем — дары! Кировск. 19 августа с 11 до 18 часов на площадке Дворца культуры состоится традиционная выставка-ярмарка “Дары”.
17.08.2018 Дважды два
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] На второй день после того, как появилась информация о "скандальном видео",
18.08.2018 КП Мурманск
В Альта-турнире (Норвегия) участвовали 352 футбольные команды. И среди них представители России: “Север” из Мурманска и “Олимп Дрозд Хибины” из Апатитов.
17.08.2018 Дважды два
Мотоциклетный спорт Кировск. 11 и 12 августа в поселке Крестцы Новгородской области учащиеся объединения “Мотокросс” приняли участие в первенстве и чемпионате по мотоциклетному виду спорта,
17.08.2018 Дважды два
Пожар в Росте локализован - Телекомпания ТВ-21 Как сообщили в пресс-службе Северного флота, возгорание произошло на одной из складских терриотрий Северного флота, загорелась деревянная конструкция.
19.08.2018 Телекомпания ТВ-21
«Возгорание, возникшее в воскресенье вечером на одной из складских территорий Северного флота в Мурманске, ликвидировано», - сообщили в пресс-службе Северного флота.
20.08.2018 Телекомпания ТВ-21
Как сообщили в пресс-службе Северного флота, возгорание произошло на одной из складских терриотрий Северного флота, загорелась деревянная конструкция.
19.08.2018 Телекомпания ТВ-21