Текст: Андреева Екатерина
Фото: Сергей Ещенко Анна Векслер.Вазы, как люди, люди, как лики... На картинах, размещенных в зале Культурно-выставочного центра Русского музея в Мурманске, посетители вряд ли найдут изображения людей с четко прорисованными чертами. В произведениях Василия Дьякова все очень плавно и обтекаемо. Хотя к абстракционизму и уж тем более примитивизму его творчество отнести нельзя: у автора свой стиль, в основе которого лежит пластическая выразительность формы.
Выставку «Камень у воды» привезла в Мурманск Анна Векслер - член Союза художников России, кандидат педагогических наук и, как говорится, по совместительству невестка Василия Дьякова.
- Василий Николаевич - уникальный художник, он относится к поколению шестидесятников, перед которыми всегда остро стоял вопрос пластической выразительности, - рассказала на церемонии открытия Анна Векслер. - Он родился за Уралом и долгие годы жил в маленьком городке Чебаркуль. Из человека, прошедшего совершенно реалистическую школу, он превратился в современного художника.
Название выставки «Камень у воды» иносказательное, в экспозиции нет живописных полотен или графических листов с изображением камней. Дело в том, что сам Василий Николаевич, всю жизнь проживавший на берегу озера Чебаркуль, проводит аналогии себя с камнем, «омываемый жизнью и наблюдающий за ее течением».
Василий Дьяков окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого. Однако классического реалиста из него не вышло - художник выбрал свой путь. Он жил далеко от столиц, вне профессиональной среды, развивал свое видение мира самостоятельно. Удивительно, но многие работы Василия Дьякова шли в ногу со временем, несмотря на то, что он не знал о тенденциях, царивших в искусстве в то время в нашей стране и за рубежом. Настоящий уральский самородок.
- Он абсолютно самобытен. Начал расти как художник практически в одиночку. Это крайне сложно. Ему важно было найти свой язык. Ориентиром стал собственный внутренний голос. Василий Дьяков сам составил свой алфавит и говорит на своем языке, получается такой диалог с собой, - продолжила Анна Векслер. - Да, вы не найдете в его работах четкости. Она и не нужна, поскольку упрощает картины. Василий Николаевич сознательно трансформировал реальность. Он работает над формой, художественно-пластическим пониманием мира. Его творчество сложное для восприятия, но очень интересное.
Художник способен проникать сквозь границы видимого мира и через пластику, музыкальность линий, экспрессивность цвета передавать весь спектр переживаний и чувств человека. Кроме того что Василий Дьяков является профессиональным художником, он еще и скульптор. Наверное, поэтому в его работах есть ощущение объема.
Если говорить о картинах, то автор работает и с традиционными материалами - углем, карандашом, тушью, сангиной, пастелью, так и с новыми, современными: фломастерами, маркерами, жировыми карандашами, соединяя их во всевозможных вариациях.
Сейчас Василию Николаевичу 82 года. Он член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО, лауреат международной премии «Филантроп».
С 2013-го Василий Дьяков живет в Санкт-Петербурге. И до сих пор продолжает творить, каждый день берет в руки кисти, краски. В его творческом багаже множество картин и графических листов. Более 500 произведений хранятся в музеях и коллекциях разных городов страны. В Мурманск приехали 40 работ Василия Дьякова.
- В нашем музее уже много лет существует понятие «музейная весна». А с приходом в Кольское Заполярье Государственного Русского музея оно стало еще более широким, это настоящая всероссийская музейная весна, - сказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Нынешний год особенный, 120-й со дня, когда Русский музей открыл свои двери, когда там появились хранители, смотрители, постоянные экспозиции и выставки. «Камень у воды» Василия Дьякова стала первой ласточкой нашей музейной весны-2018.
Познакомиться с ними можно в Культурно-выставочном центре Русского музея, что на улице Софьи Перовской. Выставка работает до 29 апреля.
Опубликовано: Мурманский вестник от 22.03.2018