Транспортные полюса мурманской жизни

Фото: www.mvestnik.ru

Текст: Ермолаев Дмитрий

Фото: Фото из фондов ГАМО. Мурманск. Проспект Ленина. 1929 г.

На протяжении 20-х годов минувшего века трамвай и узкоколейка представлялись мурманчанам двумя противоположными транспортными полюсами. Появление трамвая в глазах многих означало бы превращение заполярной столицы, более похожей в ту пору на поселок золотоискателей из рассказов Джека Лондона, в нормальный благоустроенный город. Оставшаяся же от интервентов узкоколейка, с одной стороны, являлась наследием «проклятого» прошлого, с другой - без нее в ту пору невозможно было представить себе городскую жизнь.

Узкоколейный кризис

Горожане мирились с настоящим и даже называли в обиходе дековильку «трамваем», но надеялись на лучшее. «Жители Дровяного, - фантазировал один из них в заметке «Первое мая на Мурмане в 2423 году», - не ездят в Мурманск и обратно с опасностью для жизни на пароходах с сомнительной репутацией, а носятся туда и обратно через грандиозный мост, в невесомых вагонах умопомрачительного трамвая». Дековильки же «в коммунистическом далеко» не предвиделось - она должна была остаться в своей переходной эпохе.

Между тем в работе узкоколейки начались перебои. Первый кризис, постигший ее, был топливным. Еще в 1920-м Архангельская комиссия, обследовавшая положение в Мурманске, отчитываясь губернскому совнархозу, констатировала, что дековилька, заменяющая все виды городского транспорта, бездействует из-за отсутствия бензина. Трудности продолжались и дальше. И не только из-за топлива. «Наступает весна, начинается оттепель, - извещала читателей 31 марта 1923 года «Полярная правда», - узкоколейка… покрыта утоптанным снегом на толщину свыше аршина. Необходимо принять меры к очистке ее от снега во избежание размыва полотна и излишних расходов на ремонт». Кроме того, в начале 20-х некоторые ответвления дековильки были разобраны предприимчивыми горожанами для личных нужд.

Впрочем, к середине 20-х узкоколейный «трамвай» вновь набрал обороты. Работать ему приходилось весьма интенсивно. Откомхоз - отдел коммунального хозяйства, управлявший «малой» железной дорогой, заключал договоры на доставку грузов с разными предприятиями. Везли стройматериалы, дрова, уголь, делали частные рейсы по цене 4 копейки за пуд.

Хитроумный трамвайчик

К этому же периоду относится и официальное введение на дековильке пассажирских перевозок. «В ближайшие дни, - информировала читателей «Полярка» 3 июня 1926 года, - откомхоз решил пустить для опыта по узкоколейке две моторных платформы со скамейками для провоза пассажиров и ручного груза. Эти своеобразные открытые «трамваи» могут вмещать от 15 до 20 пассажиров. Курсировать они будут в дни и часы прихода поездов, от станции - на Базу и в порт. Плата на Базу устанавливается - 15 коп. с человека, в порт - 10 коп. Плата за провоз груза - 5-10 коп. с места». Ну чем, действительно, не трамвай?

Как неравноценную замену трамваю и колоритную деталь городской жизни узкоколейку и воспринимали. Особенно приезжие. К примеру, сибирский писатель Вивиан Итин, давший в повести «Спасение Печонкина» великолепную зарисовку заполярной столицы образца 1928 года, красочно описывал, как «на шпалах хитроумного мурманского трамвайчика, развозящего по городу строительные материалы, сидел пьяный старикашка, мокрый, как тюлень. Старикашка проповедывал на тему, что «правды нет». Главная же кровная обида, оказалось, была… в том, что вот Желрыба продает водку начальству сколько хочешь и начальство напивается быстро, а пролетариату продают пиво, которым напьешься не сразу...»

К началу 30-х узкоколейная железная дорога активнейшим образом использовалась в строительстве. Проложить ветку к тому или иному объекту проблемы не составляло. Особую линию провели на Жилстрой. По ней самотеком с ближайшей сопки спускали вагонетки, груженые тесом. Длина всех городских узкоколейных маршрутов уже почти в три раза превышала длину железнодорожных путей узкой колеи в Мурманске 1918 года.

Со смертельными ушибами

Движение по узкоколейке было относительно безопасным, но несчастные случаи порой все-таки приключались. Так, в октябре 1923 года, как сообщала «Полярная правда», работавший на кирпичном заводе в Лавне мастер Василий Буянов при перевозке кирпича в Мурманск «нечаянно попал под вагонетку узкоколейки и был извлечен со смертельными ушибами».

Еще один эпизод с летальным исходом был зафиксирован уже в начале 30-х рядом с подвесной канатной дорогой, по которой доставляли от Кольского залива к Жилстрою круглый лес.

«С Петушинки бревна поднимали в гору, - вспоминает почетный гражданин Мурманска Лев Журин. - Наверху стояла пилорама, там бревна пилили и грузили на вагонетки. Дальше на вагонетках их спускали по улице Максима Горького. Спуск был крутой, и вагонетки шли на тросах. Помню, однажды трос у вагонетки оборвался, и она покатилась под гору. А внизу играли дети. Нескольких ребятишек задавило».

Описание узкоколейки той поры оставил один из мурманских старожилов Николай Завьялов, приехавший в город в 1931 году. «Она… начиналась у Зеленого мыса, - вспоминал он, - и по краю первой террасы выходила в район железнодорожного вокзала. Состав из нескольких открытых вагонов (обычно двух) тащил по рельсам мотовоз. Дековилька доходила до вокзала, а затем пути ее разветвлялись в разных направлениях. Рельсы ее были уложены прямо по шпалам, без всякой подсыпки балласта. На рельсовых путях имелись стрелочные переводы, были и стрелочники, как на железной дороге. Привод от мотора на колеса вагонов осуществлялся цепью, и если из-за неровностей рельсового пути мотовоз сходил с рельс, то его легко поднимали людьми. Вагончики дековильки грузились и разгружались вручную».

В получении отказано

И все в конечном счете было бы в порядке, если бы не одно «но»: узкоколейка, порождение трудных военных лет, постепенно ветшала. Пришло в негодность ответвление дороги к Зеленому мысу. Из семи тракторов способность передвигаться сохранили пять, да и те из-за отсутствия запчастей дышали на ладан. Требовали ремонта и сами пути. Все это привело к тому, что уже в начале 30-х в документах постоянно встречаются указания на необходимость приобретения для дековильки нового оборудования. «Добиться получения лицензий… на 3 мотовоза», «выделить для нужд городского хозяйства Мурманска 6 км узкоколейного пути, 6 мотовозов, 30 вагонов», «приобрести… 3 км узкоколейки». Подобные примеры можно множить и множить.

О том, какой отклик находили подобные требования у центральной власти, свидетельствует одна из резолюций Высшего совета народного хозяйства СССР, хранящаяся в Государственном архиве Мурманской области и датированная 3 декабря 1931 года. «Удовлетворение нужд городского хозяйства Мурманска в 1933 г. мотовозами ВСНХ СССР считает невозможным, т. к. производство в 1932 г. намечено в размере 200 шт., в то время как потребность ведущих отраслей народного хозяйства определяется в 1377 шт. Что касается вагонов узкой колеи, то они в 1932 г. в Союзе производиться вообще не будут. Производство же платформ намечено в размере 950 шт., причем постановлением СТО ВСНХ СССР обязан дать Союзторфу 1000 шт.». Прямым следствием такой отповеди стало решение мурманского горсовета, принятое 2 октября 1932 года: для обеспечения строительства транспортом «вплоть до окончания ремонта мотовозов… организовать использование вагонеток конной тягой».

Накануне 1933 года Мурманский городской коммунальный трест зафиксировал фактически итоговое состояние дековильки: «5 шт. мотовозов, 55 шт. прицепных вагонов, 8 шт. специальных (крытых цистерн. - Д. Е. ). Данное оборудование оставлено интервентами. Кроме того, имеем гор. жел. дор. дековильку по городу протяжением 16 километров. Изношенность мотовозов, вагонов и пути достигает до 85%... В течение 6 лет настойчивого ходатайства в получении новых мотовозов нам отказано».

С переводом на электробусы

В 30-е годы Мурманск бурно рос и развивался. Из города, в котором все, включая население, имело временный характер, он становился центром рыбной промышленности и морских перевозок, воротами в Арктику. Все непостоянное, недолговечное уходило, сменяясь капитальным и прочным. Недивительно, что, когда появилась возможность заменить узкоколейку другими видами транспорта, городские власти ею воспользовались.

Еще 16 мая 1931 года на заседании окружной плановой комиссии, посвященном составлению генплана заполярной столицы, было решено «в развитии внутригородского транспорта базироваться на автобусное движение с возможностью перевода его на электроэнергию (электробусы)». 8 июля 1934 года «Полярная правда» разъяснила, что «в связи с благоустройством улиц города» узкоколейный железнодорожный путь «будет уничтожен. Основным видом городского транспорта будут автомашины».

Вот так, незаметно, разобранная, засыпанная, закатанная в асфальт - ушла из жизни города дековилька. Некоторое время фрагменты узкоколейного пути еще использовали на отдельных строительных объектах - например, в 1935 году при благоустройстве площади Пять Углов. Но затем прекратилось и это. В 2010-м рабочие, ремонтировавшие теплотрассу на проспекте Ленина возле гимназии № 2, обнаружили кусок ржавого рельса. Чуть позже нашли другой обломок - на улице Капитана Егорова. И похоже, это все, что осталось ныне от когда-то сверхнужной городу, сверхважной для его снабжения и сверхпопулярной у первых мурманчан мурманской узкоколейки.

В 1934 году по мурманским улицам стали ходить автобусы. Однако отказаться от трамвайной мечты оказалось не так-то просто. 6 марта 1937-го «Полярка», повествуя о проекте «Большой Мурманск», пояснила, что «рост населения, естественно, потребует увеличения средств городского транспорта. И поэтому план… предусматривает не только развитие автобусного движения, но и проведение трамвая».

Кто знает

Последний всплеск трамвайного проектирования случился уже после войны. В 1946-м при подготовке нового генерального плана заполярной столицы основным видом городского транспорта предполагалось сделать именно трамвай, возложив на него 61 процент общей транспортной нагрузки. «Подвижной состав трамвая определен в 39 вагонов в движении и 44 ветки, - отмечал в экспертном заключении один из ведущих специалистов страны, замечательный транспортный инженер Анатолий Якшин. - Трамвайный парк намечен к строительству на Кольском шоссе, в юго-восточной части города». Но уже в ходе обсуждения генплана, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 285 от 13 апреля 1947 года, произошла окончательная переориентация на автобус «с возможностью постановки в дальнейшем вопроса о троллейбусном виде транспорта».

Еще какое-то время жители областного центра продолжали верить и писать в прессе о том, что вот-вот «по новым широким и благоустроенным городским магистралям блестящими полосками стали лягут рельсы и по ним с веселым звоном побегут трамвайные поезда». Уже после принятия генерального плана на страницах «Полярки» сообщалось, что «улицы и площади нового Мурманска с севера на юг пересекут трамвайные рельсы. Трамвай пойдет по улице Карла Либкнехта, проспекту Ленина, проспекту Сталина до Кольского шоссе. Протяженность этого маршрута - 5,8 километра. Второй маршрут представит собой кольцо, связывающее основной промышленный район города… с его жилой частью. Длина его - 8,4 километра».

Потом все утихло. И этот трамвайный проект тоже не воплотился в жизнь. Но даже теперь, после многих лет успешной работы в заполярной столице автобусов и троллейбусов, после закрытия в 2004-м из-за убыточности самого северного в мире архангельского трамвая, мечты о рельсовом электротранспорте не покидают мурманчан. Активные сторонники проведения в областном центре трамвайных линий существуют. Они открывают сайты, разрабатывают планы, предлагают маршруты. И кто знает… Мечты имеют свойство сбываться. Рано или поздно.

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.01.2018

 
По теме
 
 
 
«В районе Мурманска есть потребность в гражданском судоремонтном предприятии», — заявляет директор расположенной в Киркенесе верфи «Кимек», большую часть клиентов которой составляют российские суда,
17.08.2018
Активисты ОНФ в Мурманской области провели мониторинг доступности полисов ОСАГО для жителей региона - Hibiny.Com Активисты Общероссийского народного фронта в Мурманской области провели мониторинг доступности полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для жителей региона.
17.08.2018
В Мурманске на Шмидта ограничат движение - ИА Nord-News.Ru В Мурманск из-за работ по замене участка теплосети и в целях обеспечения безопасности дорожного движения на примыкании улицы Шмидта к улице Академика Книповича и съезду с улицы Шмидта на улицу Траловую до 20 часов 24 авг
18.08.2018 ИА Nord-News.Ru
  После поездки в парк Крюгера мы собрались к пингвинам. Пингвины жили на территории Боулдерс Бич в городе Саймонс-таун.
17.08.2018 Дважды два
Артист попросил журналистов отстать от него [видео] Актер Алексей Панин прокомментировал появившиеся в СМИ новости о своем ночном «пьяном дебоше», который артист якобы устроил на борту самолета «Симферополь – Москва».
17.08.2018 КП Мурманск
Те, кто пользуется дорожкой за домом №35 на улице Строителей, запятую в этом предложении ставят на свое усмотрение… Не так давно житель дома №35 на улице Строителей ехал с вокзала на такси,
28.07.2018 Дважды два
Казалось бы, законодатели многое сделали, чтобы убрать с дорог нетрезвых водителей.
18.08.2018 Дважды два
Корреспондент "КП" побывала на кладбище, где похоронили мужчину Кладбище «Вешки» Мытищинского района находится в нескольких километрах от МКАД по Осташковскому шоссе в элитном коттеджного поселке.
16.08.2018 КП Мурманск
Кубанский Казачий хор поздравил главу МИД Австрии. Фото: Кубанский казачий хор - КП Мурманск На торжестве солисты ансамбля спели на французском и немецком языках [видео] В субботу Владимир Путин посетил свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и финансиста Вольфганга Майлингера.
19.08.2018 КП Мурманск
Лауреат литературной премии "Русский букер" писатель Владимир Шаров во время пресс-конференции в гостинице "Золотое кольцо", 2014 год. ФОТО Михаил Метцель/ТАСС - КП Мурманск Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
18.08.2018 КП Мурманск
Юрист Ирина Тулубьева, специализирующаяся на авторском праве, рассказала, как родственники писателя могут разделить его многомиллионное наследство Эдуард Успенский был очень плодовитым писателем и деловым человеком.
16.08.2018 КП Мурманск
На крупнейшем рок-фестивале страны прозвучал заполярный альтернативный поп-панк - Наш гитарист Андрей не смог с нами поехать, поэтому мы взяли с собой нашего бывшего басиста Артема в качестве сессионного музыканта.
14.08.2018 КП Мурманск
Всем — дары! Кировск. 19 августа с 11 до 18 часов на площадке Дворца культуры состоится традиционная выставка-ярмарка “Дары”.
17.08.2018 Дважды два
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] На второй день после того, как появилась информация о "скандальном видео",
18.08.2018 КП Мурманск
В Альта-турнире (Норвегия) участвовали 352 футбольные команды. И среди них представители России: “Север” из Мурманска и “Олимп Дрозд Хибины” из Апатитов.
17.08.2018 Дважды два
Мотоциклетный спорт Кировск. 11 и 12 августа в поселке Крестцы Новгородской области учащиеся объединения “Мотокросс” приняли участие в первенстве и чемпионате по мотоциклетному виду спорта,
17.08.2018 Дважды два
Пожар в Росте локализован - Телекомпания ТВ-21 Как сообщили в пресс-службе Северного флота, возгорание произошло на одной из складских терриотрий Северного флота, загорелась деревянная конструкция.
19.08.2018 Телекомпания ТВ-21
«Возгорание, возникшее в воскресенье вечером на одной из складских территорий Северного флота в Мурманске, ликвидировано», - сообщили в пресс-службе Северного флота.
20.08.2018 Телекомпания ТВ-21
Как сообщили в пресс-службе Северного флота, возгорание произошло на одной из складских терриотрий Северного флота, загорелась деревянная конструкция.
19.08.2018 Телекомпания ТВ-21