Новости города БезФормата.Ru
Мурманск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Транспортные полюса мурманской жизни

Транспортные полюса мурманской жизни - Мурманский вестник
Мурманск. Улица Ленинградская. Конец 20-х гг. - Мурманский вестник
Узкоколейка у Кольского залива. 1933 г. - Мурманский вестник
Узкоколейка на мурманских улицах. Начало 30-х гг. - Мурманский вестник
Фото: www.mvestnik.ru

Текст: Ермолаев Дмитрий

Фото: Фото из фондов ГАМО. Мурманск. Проспект Ленина. 1929 г.

На протяжении 20-х годов минувшего века трамвай и узкоколейка представлялись мурманчанам двумя противоположными транспортными полюсами. Появление трамвая в глазах многих означало бы превращение заполярной столицы, более похожей в ту пору на поселок золотоискателей из рассказов Джека Лондона, в нормальный благоустроенный город. Оставшаяся же от интервентов узкоколейка, с одной стороны, являлась наследием «проклятого» прошлого, с другой - без нее в ту пору невозможно было представить себе городскую жизнь.

Узкоколейный кризис

Горожане мирились с настоящим и даже называли в обиходе дековильку «трамваем», но надеялись на лучшее. «Жители Дровяного, - фантазировал один из них в заметке «Первое мая на Мурмане в 2423 году», - не ездят в Мурманск и обратно с опасностью для жизни на пароходах с сомнительной репутацией, а носятся туда и обратно через грандиозный мост, в невесомых вагонах умопомрачительного трамвая». Дековильки же «в коммунистическом далеко» не предвиделось - она должна была остаться в своей переходной эпохе.

Между тем в работе узкоколейки начались перебои. Первый кризис, постигший ее, был топливным. Еще в 1920-м Архангельская комиссия, обследовавшая положение в Мурманске, отчитываясь губернскому совнархозу, констатировала, что дековилька, заменяющая все виды городского транспорта, бездействует из-за отсутствия бензина. Трудности продолжались и дальше. И не только из-за топлива. «Наступает весна, начинается оттепель, - извещала читателей 31 марта 1923 года «Полярная правда», - узкоколейка… покрыта утоптанным снегом на толщину свыше аршина. Необходимо принять меры к очистке ее от снега во избежание размыва полотна и излишних расходов на ремонт». Кроме того, в начале 20-х некоторые ответвления дековильки были разобраны предприимчивыми горожанами для личных нужд.

Впрочем, к середине 20-х узкоколейный «трамвай» вновь набрал обороты. Работать ему приходилось весьма интенсивно. Откомхоз - отдел коммунального хозяйства, управлявший «малой» железной дорогой, заключал договоры на доставку грузов с разными предприятиями. Везли стройматериалы, дрова, уголь, делали частные рейсы по цене 4 копейки за пуд.

Хитроумный трамвайчик

К этому же периоду относится и официальное введение на дековильке пассажирских перевозок. «В ближайшие дни, - информировала читателей «Полярка» 3 июня 1926 года, - откомхоз решил пустить для опыта по узкоколейке две моторных платформы со скамейками для провоза пассажиров и ручного груза. Эти своеобразные открытые «трамваи» могут вмещать от 15 до 20 пассажиров. Курсировать они будут в дни и часы прихода поездов, от станции - на Базу и в порт. Плата на Базу устанавливается - 15 коп. с человека, в порт - 10 коп. Плата за провоз груза - 5-10 коп. с места». Ну чем, действительно, не трамвай?

Как неравноценную замену трамваю и колоритную деталь городской жизни узкоколейку и воспринимали. Особенно приезжие. К примеру, сибирский писатель Вивиан Итин, давший в повести «Спасение Печонкина» великолепную зарисовку заполярной столицы образца 1928 года, красочно описывал, как «на шпалах хитроумного мурманского трамвайчика, развозящего по городу строительные материалы, сидел пьяный старикашка, мокрый, как тюлень. Старикашка проповедывал на тему, что «правды нет». Главная же кровная обида, оказалось, была… в том, что вот Желрыба продает водку начальству сколько хочешь и начальство напивается быстро, а пролетариату продают пиво, которым напьешься не сразу...»

К началу 30-х узкоколейная железная дорога активнейшим образом использовалась в строительстве. Проложить ветку к тому или иному объекту проблемы не составляло. Особую линию провели на Жилстрой. По ней самотеком с ближайшей сопки спускали вагонетки, груженые тесом. Длина всех городских узкоколейных маршрутов уже почти в три раза превышала длину железнодорожных путей узкой колеи в Мурманске 1918 года.

Со смертельными ушибами

Движение по узкоколейке было относительно безопасным, но несчастные случаи порой все-таки приключались. Так, в октябре 1923 года, как сообщала «Полярная правда», работавший на кирпичном заводе в Лавне мастер Василий Буянов при перевозке кирпича в Мурманск «нечаянно попал под вагонетку узкоколейки и был извлечен со смертельными ушибами».

Еще один эпизод с летальным исходом был зафиксирован уже в начале 30-х рядом с подвесной канатной дорогой, по которой доставляли от Кольского залива к Жилстрою круглый лес.

«С Петушинки бревна поднимали в гору, - вспоминает почетный гражданин Мурманска Лев Журин. - Наверху стояла пилорама, там бревна пилили и грузили на вагонетки. Дальше на вагонетках их спускали по улице Максима Горького. Спуск был крутой, и вагонетки шли на тросах. Помню, однажды трос у вагонетки оборвался, и она покатилась под гору. А внизу играли дети. Нескольких ребятишек задавило».

Описание узкоколейки той поры оставил один из мурманских старожилов Николай Завьялов, приехавший в город в 1931 году. «Она… начиналась у Зеленого мыса, - вспоминал он, - и по краю первой террасы выходила в район железнодорожного вокзала. Состав из нескольких открытых вагонов (обычно двух) тащил по рельсам мотовоз. Дековилька доходила до вокзала, а затем пути ее разветвлялись в разных направлениях. Рельсы ее были уложены прямо по шпалам, без всякой подсыпки балласта. На рельсовых путях имелись стрелочные переводы, были и стрелочники, как на железной дороге. Привод от мотора на колеса вагонов осуществлялся цепью, и если из-за неровностей рельсового пути мотовоз сходил с рельс, то его легко поднимали людьми. Вагончики дековильки грузились и разгружались вручную».

В получении отказано

И все в конечном счете было бы в порядке, если бы не одно «но»: узкоколейка, порождение трудных военных лет, постепенно ветшала. Пришло в негодность ответвление дороги к Зеленому мысу. Из семи тракторов способность передвигаться сохранили пять, да и те из-за отсутствия запчастей дышали на ладан. Требовали ремонта и сами пути. Все это привело к тому, что уже в начале 30-х в документах постоянно встречаются указания на необходимость приобретения для дековильки нового оборудования. «Добиться получения лицензий… на 3 мотовоза», «выделить для нужд городского хозяйства Мурманска 6 км узкоколейного пути, 6 мотовозов, 30 вагонов», «приобрести… 3 км узкоколейки». Подобные примеры можно множить и множить.

О том, какой отклик находили подобные требования у центральной власти, свидетельствует одна из резолюций Высшего совета народного хозяйства СССР, хранящаяся в Государственном архиве Мурманской области и датированная 3 декабря 1931 года. «Удовлетворение нужд городского хозяйства Мурманска в 1933 г. мотовозами ВСНХ СССР считает невозможным, т. к. производство в 1932 г. намечено в размере 200 шт., в то время как потребность ведущих отраслей народного хозяйства определяется в 1377 шт. Что касается вагонов узкой колеи, то они в 1932 г. в Союзе производиться вообще не будут. Производство же платформ намечено в размере 950 шт., причем постановлением СТО ВСНХ СССР обязан дать Союзторфу 1000 шт.». Прямым следствием такой отповеди стало решение мурманского горсовета, принятое 2 октября 1932 года: для обеспечения строительства транспортом «вплоть до окончания ремонта мотовозов… организовать использование вагонеток конной тягой».

Накануне 1933 года Мурманский городской коммунальный трест зафиксировал фактически итоговое состояние дековильки: «5 шт. мотовозов, 55 шт. прицепных вагонов, 8 шт. специальных (крытых цистерн. - Д. Е. ). Данное оборудование оставлено интервентами. Кроме того, имеем гор. жел. дор. дековильку по городу протяжением 16 километров. Изношенность мотовозов, вагонов и пути достигает до 85%... В течение 6 лет настойчивого ходатайства в получении новых мотовозов нам отказано».

С переводом на электробусы

В 30-е годы Мурманск бурно рос и развивался. Из города, в котором все, включая население, имело временный характер, он становился центром рыбной промышленности и морских перевозок, воротами в Арктику. Все непостоянное, недолговечное уходило, сменяясь капитальным и прочным. Недивительно, что, когда появилась возможность заменить узкоколейку другими видами транспорта, городские власти ею воспользовались.

Еще 16 мая 1931 года на заседании окружной плановой комиссии, посвященном составлению генплана заполярной столицы, было решено «в развитии внутригородского транспорта базироваться на автобусное движение с возможностью перевода его на электроэнергию (электробусы)». 8 июля 1934 года «Полярная правда» разъяснила, что «в связи с благоустройством улиц города» узкоколейный железнодорожный путь «будет уничтожен. Основным видом городского транспорта будут автомашины».

Вот так, незаметно, разобранная, засыпанная, закатанная в асфальт - ушла из жизни города дековилька. Некоторое время фрагменты узкоколейного пути еще использовали на отдельных строительных объектах - например, в 1935 году при благоустройстве площади Пять Углов. Но затем прекратилось и это. В 2010-м рабочие, ремонтировавшие теплотрассу на проспекте Ленина возле гимназии № 2, обнаружили кусок ржавого рельса. Чуть позже нашли другой обломок - на улице Капитана Егорова. И похоже, это все, что осталось ныне от когда-то сверхнужной городу, сверхважной для его снабжения и сверхпопулярной у первых мурманчан мурманской узкоколейки.

В 1934 году по мурманским улицам стали ходить автобусы. Однако отказаться от трамвайной мечты оказалось не так-то просто. 6 марта 1937-го «Полярка», повествуя о проекте «Большой Мурманск», пояснила, что «рост населения, естественно, потребует увеличения средств городского транспорта. И поэтому план… предусматривает не только развитие автобусного движения, но и проведение трамвая».

Кто знает

Последний всплеск трамвайного проектирования случился уже после войны. В 1946-м при подготовке нового генерального плана заполярной столицы основным видом городского транспорта предполагалось сделать именно трамвай, возложив на него 61 процент общей транспортной нагрузки. «Подвижной состав трамвая определен в 39 вагонов в движении и 44 ветки, - отмечал в экспертном заключении один из ведущих специалистов страны, замечательный транспортный инженер Анатолий Якшин. - Трамвайный парк намечен к строительству на Кольском шоссе, в юго-восточной части города». Но уже в ходе обсуждения генплана, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 285 от 13 апреля 1947 года, произошла окончательная переориентация на автобус «с возможностью постановки в дальнейшем вопроса о троллейбусном виде транспорта».

Еще какое-то время жители областного центра продолжали верить и писать в прессе о том, что вот-вот «по новым широким и благоустроенным городским магистралям блестящими полосками стали лягут рельсы и по ним с веселым звоном побегут трамвайные поезда». Уже после принятия генерального плана на страницах «Полярки» сообщалось, что «улицы и площади нового Мурманска с севера на юг пересекут трамвайные рельсы. Трамвай пойдет по улице Карла Либкнехта, проспекту Ленина, проспекту Сталина до Кольского шоссе. Протяженность этого маршрута - 5,8 километра. Второй маршрут представит собой кольцо, связывающее основной промышленный район города… с его жилой частью. Длина его - 8,4 километра».

Потом все утихло. И этот трамвайный проект тоже не воплотился в жизнь. Но даже теперь, после многих лет успешной работы в заполярной столице автобусов и троллейбусов, после закрытия в 2004-м из-за убыточности самого северного в мире архангельского трамвая, мечты о рельсовом электротранспорте не покидают мурманчан. Активные сторонники проведения в областном центре трамвайных линий существуют. Они открывают сайты, разрабатывают планы, предлагают маршруты. И кто знает… Мечты имеют свойство сбываться. Рано или поздно.

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.01.2018

В массовом ДТП на трассе «Кола» погибли четыре человека [видео] - ИА Nord-News.RuНа 1450 км трассы «Кола» произошло массовое дорожно-транспортное происшествие с участием двух легковых автомобилей и двух микроавтобусов.
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
Составлена чартерная программа вылетов из Мурманска в летний сезон 2018 года - Транспорт Мурманской областиФото: flashnord.com Туристические агентства региона уже начали процедуры раннего бронирования на туры с прямым авиаперелетом из Мурманска.
21.01.2018 Транспорт Мурманской области
После столкновения трех авто под Апатитами погибла женщина - ИА Nord-News.RuПосле столкновения трех авто на трассе под Апатитами погибла женщина, которая находилась в Citroen.
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
Смертельное ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» попало на камеры - SeverPost.ruВ сети Интернет появились первые видео с места аварии, произошедшей накануне, на 1450 километре автодороги «Кола».
21.01.2018 SeverPost.ru
Последствия ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» ликвидировали спасатели из трех городов - SeverPost.ruНа месте автомобильной аварии, которая произошла накануне на федеральной трассе Р-21 «Кола», работали пожарно-спасательные подразделения из трех городов.
21.01.2018 SeverPost.ru
В 60 км от Мурманска в ДТП с двумя маршрутками погибли 4 человека - Мурманский вестникФото ВК МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вчера около 19.30 на 1540 км федеральной трассы Р-21 «Кола» между Мурманском и границей с Норвегией произошло столкновение двух микроавтобусов Mercedes Sprinter и двух легковых автомобилей.
21.01.2018 Мурманский вестник
Два человека погибли в ДТП в районе Заозёрска - ИА B-Port.ComМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 20 января/ БИ-ПОРТ – На трассе Р-21 «Кола» произошло ДТП с участием двух пассажирских микроавтобусов и легкового автомобиля.
20.01.2018 ИА B-Port.Com
На перекрёстке в Мурманске «Нива» столкнулась с пассажирским автобусом - ИА Nord-News.RuНа перекрёстке в Мурманске сегодня произошло дорожно-транспортное происшествие с участием общественного транспорта.
20.01.2018 ИА Nord-News.Ru
При столкновении трех автомобилей в Кировско-Апатитском районе погибла женщина - Мурманский вестникМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В пятницу, 19 января, в 20.06 по номеру «01» поступила информация о столкновении трех автомобилей на дороге Апатиты - Кировск.
20.01.2018 Мурманский вестник
В «Нордавиа» прокомментировали отмену рейса «Москва — Мурманск» - SeverPost.ruВ авиакомпании «Нордавиа» рассказали об отмене московского рейса, который не прибыл накануне в Мурманск.
19.01.2018 SeverPost.ru
В Апатитах построят новый железнодорожный переход - ИА B-Port.ComАПАТИТЫ/ 19 января/ БИ-ПОРТ – В 2018 году на Октябрьской железной дороге будут введены 10 новых железнодорожных переходов.
19.01.2018 ИА B-Port.Com
22 января на участке 15 км+800 - 17 км+300 автомобильной дороги Мишуково - Снежногорск планируется кратковременное закрытие движения автотранспорта.
19.01.2018 Helion-ltd.Ru
В 60 км от Мурманска в ДТП с двумя маршрутками погибли 4 человека - Мурманский вестникФото ВК МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вчера около 19.30 на 1540 км федеральной трассы Р-21 «Кола» между Мурманском и границей с Норвегией произошло столкновение двух микроавтобусов Mercedes Sprinter и двух легковых автомобилей.
21.01.2018 Мурманский вестник
Последствия ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» ликвидировали спасатели из трех городов - SeverPost.ruНа месте автомобильной аварии, которая произошла накануне на федеральной трассе Р-21 «Кола», работали пожарно-спасательные подразделения из трех городов.
21.01.2018 SeverPost.ru
Смертельное ДТП на дороге «Мурманск-Петербург» попало на камеры - SeverPost.ruВ сети Интернет появились первые видео с места аварии, произошедшей накануне, на 1450 километре автодороги «Кола».
21.01.2018 SeverPost.ru
При столкновении трех автомобилей в Кировско-Апатитском районе погибла женщина - Мурманский вестник
При столкновении трех автомобилей в Кировско-Апатитском районе погибла женщина
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В пятницу, 19 января, в 20.06 по номеру «01» поступила информация о столкновении трех автомобилей на дороге Апатиты - Кировск.
Мурманский вестник
Чтобы достать женщину-водителя из “Рено”, спасателям понадобились спецсредства... Фото Анны Глодевой - Дважды два
Открыли счет
Случилась она днем на шестом километре дороги Апатиты — Кировск. В результате оба водителя с серьезными травмами оказались в больнице.
Дважды два
Взрывные работы - Североморские вести
Взрывные работы
21 и 22 января на автомобильной дороге Мишуково-Снежногорск и на автоподъезде к Белокаменке будут произведены взрывные работы.
Североморские вести
В Мурманской области по факту дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб несовершеннолетний, возбуждено уголовное дело - Следственный комитетВечером 20 января 2018 года поступило сообщение о том, что на участке автодороги Кола Р-21 (1450 км) произошло ДТП с участием четырех автомобилей.
21.01.2018 Следственный комитет
На трассе «Мурманск – Санкт-Петербург» произошло смертельное ДТП - SeverPost.ruНа автодороге «Мурманск-Санкт-Петербург», неподалеку от границы с Норвегией, произошло смертельное ДТП.
21.01.2018 SeverPost.ru
В аварии под Оленегорском погиб мужчина - ИА B-Port.ComМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 21 января/ БИ-ПОРТ  – НА 1282 км автодороги Р-21 «Кола» произошло столкновение легкового автомобиля с большегрузом с прицепом.
21.01.2018 ИА B-Port.Com
Нападение на школу в Бурятии: подростка быстро задержали Фото: МВД республики Бурятия - КП Мурманск
Пермские и бурятские подростки нападали на школы в футболках убийц из «Колумбайна»
На одежде вооруженных тинэйджеров обнаружилась та же надпись, что и у Эрика Харриса и Дилана Клиболда в 1999 году [фото, видео] Связана ли между собой череда нападений подростков на школы?
КП Мурманск
Михаил – из благополучной семьи, сын крупного предпринимателя. Увлекался оружием и был фанатом Колумбайна - КП Мурманск
Мотивы массовых убийств в школах: жажда славы, отказала девушка, месть учителям
Что толкает подростков убивать своих же сверстников? Вспоминаем самые громкие нападения в России и других стран мира за последние 20 лет [видео] В России за одну неделю случилось сразу две трагедии,
КП Мурманск
Под Оленегорском столкнулись легковой автомобиль и грузовая фура - Мурманский вестник
Под Оленегорском столкнулись легковой автомобиль и грузовая фура
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сегодня примерно в 12.13 на пульт дежурной службы «01» поступила информация о дорожно-транспортном происшествии на трассе Р-21 «Кола».
Мурманский вестник
В мурманском театре кукол перед спектаклем сыграют джаз - ИА Nord-News.RuСегодня в 11.30 в Мурманском областном театре кукол перед показом спектакля «Летающий диван» воспитанники детской музыкальной школы №5 областного центра проведут для юных зрителей джазовый концерт.
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
Ансамбль танца «Сполохи» проведет в Мурманске концерт - ИА Nord-News.RuВ 15 часов в областном Дворце культуры и народного творчества им. С. М. Кирова для жителей и гостей Заполярья проведут концерт «В кругу друзей» Заслуженного коллектива народного творчества ансамбля танца «Сполохи».
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
"Этот гриб хочется срезать" - Североморские вестиСоюз художников Североморска откликнулся на предложение Комплексного центра социального обслуживания населения ЗАТО, изъявившего желание принимать в своих стенах художественные выставки.
20.01.2018 Североморские вести
"Мои сведенные мосты" - Североморские вести
"Мои сведенные мосты"
18 января в розовой гостиной Центральной городской библиотеки им.Л.Крейна состоялась онлайн-презентация нового сборника стихов поэта Михаила Зверева «Мои сведенные мосты».
Североморские вести
Милош Бикович: «Популярность несет в себе разные ограничения» - Мурманский вестник
Милош Бикович: «Популярность несет в себе разные ограничения»
Звезда сериала «Отель «Элеон» рассказал о своих новых проектах, съемках с Антонио Бандерасом и творческих планах Текст: Валерия ХВАЩЕВСКАЯ Фото:
Мурманский вестник
Один день из жизни кровавой барыни - Мурманский вестник
Один день из жизни кровавой барыни
Корреспонденты побывали на съемках сериала о жизни самой бесчеловечной российской помещицы Текст: Мария Донская (ИА «Столица»).
Мурманский вестник
Наши девушки на пьедестале почета по итогам выступлений. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - КП МурманскПервое противостояние двух россиянок на крупном турнире в Москве было главной интригой соревнований Лучшая фигуристка мира, непобедимая Евгения Медведева, с ноября 2015 года выигрывала во всех турнирах, где принимала участие.
21.01.2018 КП Мурманск
Победа Краснознаменного - Североморские вестиСборная Краснознаменного Северного флота по хоккею одержала вчера в суперматче, как его окрестили болельщики, с командой областного центра «Мурман-КСШОР».
21.01.2018 Североморские вести
«Мурман» забил «Зоркому-2» два десятка голов - SeverPost.ruНакануне между заполярной командой «Мурман» и «Зорким-2» из Красногорска состоялся очередной матч.
21.01.2018 SeverPost.ru
С огоньком и ветерком - Мурманский вестник
С огоньком и ветерком
«Мурман» порадовал болельщиков первыми матчами в новом году Текст: Аристов Игорь Фото: Сергей Ещенко После январских каникул возобновилось первенство страны по хоккею с мячом в высшей лиге.
Мурманский вестник
«Змей Горыныч» подчиняется умелым - Мурманский вестник
«Змей Горыныч» подчиняется умелым
Срочникам, попавшим в инженерные войска, скучать не приходится Текст: Егорова Лада Фото: Лев Федосеев В осенний призыв в инженерный батальон прибыли 17 ребят.
Мурманский вестник
Сборная Северного флота по хоккею победила команду из Мурманска - Мурманский вестник
Сборная Северного флота по хоккею победила команду из Мурманска
Текст: Игорь Громов Фото: Игорь Громов МУРМАНСК.
Мурманский вестник
Из горящей квартиры в Кандалакше спасли двух человек - ИА Nord-News.RuСегодня около восьми часов утра в Кандалакше на пульт дежурной службы «01» поступила информация о возгорании в квартире по адресу: улица Первомайская, дом № 57.
21.01.2018 ИА Nord-News.Ru
Сегодня в Мурманской области немного похолодает - Телекомпания ТВ-21Как сообщает Мурманское УГМС, сегодня в Заполярье облачная с прояснениями погода.
21.01.2018 Телекомпания ТВ-21
В Мурманске на Заводской сгорел автомобиль - SeverPost.ruПрошедшей ночью в Мурманске пожарные ликвидировали возгорание автомобиля в районе дома №3 на улице Заводской, сообщает МЧС России по Мурманской области.
21.01.2018 SeverPost.ru
В Мурманской области по факту дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб несовершеннолетний, возбуждено уголовное дело - Следственный комитетВечером 20 января 2018 года поступило сообщение о том, что на участке автодороги Кола Р-21 (1450 км) произошло ДТП с участием четырех автомобилей.
21.01.2018 Следственный комитет
В Мурманске снова горят автомобили - Телекомпания ТВ-21Пожарно-спасательные подразделения Мурманской области ликвидировали пожар в г. Мурманске.
21.01.2018 Телекомпания ТВ-21