Автор фото: Олег Алексеев В сюжете 4 фото |
- Это уникальная операция. Никогда раньше танки со дна моря не поднимали! - рассказывает Юрий Александров.
Юрий Ефимович приехал из Петербурга. Руководит общественной организацией «Полярный конвой». Капитан первого ранга, 18 лет отслужил на Северном флоте - командовал эсминцем и большим противолодочным кораблем. О том, чтобы детально обследовать сухогруз «Томас Дональдсон», мечтал давно.
Американское судно водоизмещением семь с лишним тысяч тонн покоится в нескольких сотнях метров от острова Кильдин. Оно погибло 20 марта 1945 года. До окончания войны оставался какой-то месяц с небольшим. «Томас Дональдсон» уже практически выполнил свою задачу: впереди Кольский залив, вот он - Кильдин, до Мурманска всего-то несколько часов ходу.
Но до столицы Кольского Севера добраться ему было не суждено. Тут, в двух шагах от намеченной цели, транспорт подстерегала фашистская подводная лодка. Необходимо признать, супостаты из кригсмарине вели себя у мурманских берегов по-хозяйски: сначала потопили британский крейсер, который сопровождал американский груз, а потом несколько торпед ушли и в сухогруз.
- Американцы уже с пробоиной в корме пытались было побыстрей дойти до Кильдина и сесть на мель, но не успели. Вода затопила трюмы. Корабль затонул на глубине 55 метров, расколовшись на три части, - рассказывает Юрий Александров. - Экипаж почти весь спасся, трех человек так и не нашли. А вот груз спасти не удалось, так и лежит семьдесят лет на дне моря.
Всего за четыре года из Англии и Америки в Мурманск пришло 42 конвоя - более тысячи кораблей. Германия всячески старалась преградить им путь. Каждый восьмой сухогруз был затоплен. Сегодня они лежат на дне морском на всем пути следования конвоев - и у берегов Норвегии, и в нашем Баренцевом море, да и не только.
Попыток поднять хотя бы груз было немного. Самая успешная произведена в 1981 году с борта британского крейсера «Эдинбург». В 1942 году он вышел из Мурманска в сторону Англии. Корабль перевозил золото. Был торпедирован немецкой подводной лодкой в двухстах милях от Мурманска. Более тридцати лет назад в результате сложнейшей операции золото удалось достать.
На борту «американца» драгоценного металла нет. Уже абсолютно точно установлено, что «Томас Дональдсон» не смог доставить в Мурманск паровозы, самолеты, боеприпасы, а также танки.
Дно моря у Западного Кильдина исследуют с помощью новейших роботов. «Пантера» - мобильный необитаемый комплекс. Он предназначен для поиска и подъема на поверхность подводных объектов с километровой глубины. Способен с помощью захватов перерубать стальные тросы до 38 миллиметров толщиной. Однако «Пантера» в силе поднять груз лишь до ста килограммов весом. Остальное - дело плавучего крана.
Пока с борта затонувшего корабля удалось поднять не так много. Один из самых крупных объектов - паровая лебедка весом под тонну.
Задача нынешней экспедиции - достать танк. Уже точно известно, что в трюмах сухогруза американцы везли в Мурманск «Шерманы» выпуска 1942-44 годов - тридцатитонные бронированные машины. По своим боевым характеристикам «Шерман» примерно соответствовал советскому Т-34.
Первая попытка оказалась неудачной: под тяжестью сломались металлические крепления, за которые зацепили канаты крана. Теперь пытаются прикрепить танк за гусеницы.
Водолазам приходится работать в непростых условиях: хотя глубина и небольшая, но все равно темно, водоросли, ил. Помогают подводные камеры, они видят под водой лучше, чем человеческий глаз, и могут проникнуть в самые недосягаемые места.
Водолазы шутят: ходят легенды, что «Шерманы», когда их отправляли, смолили и в ствол внутрь клали бутылку коньяка или виски и с другой стороны, с люка, тоже смолили. Вот достанем, говорят, и проверим.
Поднять все, что покоится на 55-метровой глубине, конечно же, невозможно. Да и стоит ли? Ведь за почти
70 лет под водой многое просто превратилось в труху. Однако в сохранности как минимум одного танка участники экспедиции не сомневаются.
Операция по подъему была не из простых. Водолазы закрепили тросы на конструкциях танка и затем тридцатитонную машину стали поднимать вверх. Заросший водорослями и ракушками, заржавевший, спустя семь десятилетий «Шерман» вновь оказался на поверхности.
Дальше - те последние двадцать миль до кольских берегов, которые танк должен был преодолеть еще в марте 45-го на борту американского сухогруза. От острова Кильдин его доставили на площадке плавучего крана в Североморск.
Дальнейшая судьба «Шермана» пока не известна. Его, понятное дело, отреставрируют и, возможно, сделают памятником. Скорее всего, это произойдет в мае будущего года, когда мы будем отмечать 70-летие Великой Победы.
См. также: Хэлло, «Шерман»!
Сергей ЮДКОВ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 19.07.2014