Фото: novrail.narod.ru/photos/mur_06
Более восьмидесяти лет прошло с тех пор, как в Мончегорск пришёл первый поезд со станции Оленья (ныне Оленегорск). Железнодорожная ветка протяжённостью 31 километр была построена в 1935 году всего за три месяца и семь дней: стране были нужны цветные металлы! Основное предназначение станции не изменилось с тех пор – доставлять грузы и отправлять готовую продукцию для местного горно-металлургического комбината.
Планы выпуска продукции у крупнейшего в Мурманской области промышленного предприятия цветной металлургии АО «Кольская ГМК» ежегодно растут. О глобальном экономическом кризисе железнодорожники Мончегорска узнают только из средств массовой информации. В прошлом году, когда повсеместно наблюдался спад промышленного производства, здесь возросли объёмы и погрузки, и выгрузки. За 12 месяцев 2015-го на станции погружено 12 265 вагонов, выгружено 13 793, отправлено 743 поезда. В среднем, в сутки из Мончегорска отправляется два-три поезда – в зависимости от того, сколько грузов предъявляет к погрузке клиент.
Мончегорск – самая заметаемая снегом станция в Мурманском регионе. Расположенная среди отрогов Хибин, она почти постоянно подвержена снегопадам и метелям. Когда на других станциях покой и тишина, в Мончегорске белого света не видно. Это главное противостояние – природе и погоде – коллектив станции выдерживает с честью. Всего 25 человек обеспечивают транспортное обслуживание гиганта заполярной индустрии страны!
Нужно учесть, что станция работает с дорогостоящими грузами 3-го класса – цветными металлами и химикатами, так что вклад коллектива в результат работы дороги нужно оценивать не столько по объёмным показателям, сколько по финансовым.
В советские годы станция была и пассажирской, в 1966 году началось движение пригородных электропоездов до Оленегорска, как писали местные газеты того времени: «Сбылась мечта мончегорцев о скором и удобном сообщении с областным центром и городом Оленегорском. В начале ноября состоялся торжественный митинг, посвященный первому маршруту пассажирского электропоезда по ветке Мончегорск-Оленья. Его открыл первый секретарь Мончегорского горкома КПСС Т. Ф. Сладкович.
Пассажиры отметили, что в вагонах было тепло и светло, они очень удобны. Электропоезд за полчаса доехал до станции Оленья и отправился в обратный рейс. Время в дороге для всех пролетело быстро и незаметно.»
В начале 90-х движение электропоездов по ветке прекратилось, сейчас перспектив возобновления пассажирского движения по станции нет. Снижение численности населения, растущая автомобилизация граждан, регулярное автобусное сообщение с другими городами области, не требуют этого.
Но есть планы по путевому развитию станции, имеющихся пяти приёмо-отправочных путей уже не хватает для растущего вагонопотока.