Текст: Алешин Геннадий
«Чудо-женщина».Очередной Каннский фестиваль подошел к концу, и его итоги оказались вполне благоприятными для представленного на нем российского кино. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, как мы и предсказывали, получила Гран-при жюри, «Теснота» Кантемира Балагова, представлявшаяся в программе «Особый взгляд», - специальный приз прессы, «Кроткая» Сергея Лозницы осталась ни с чем, но вызвала значительный, хотя и неоднозначный критический резонанс. Если считать, что телевидение сродни кино, отличилась даже Виктория Боня с ее каждодневными умопомрачительными нарядами. Большая часть отзывов были, правда, уничтожающими, но вот русский «Космо» одно из ее платьев похвалил. А ведь это для звезды «Дома-2» - почти как выиграть «Золотую пальмовую ветвь»!
Вместе с овациями мы, однако, встречаем и недоуменные, а иногда и рассерженные отклики. В основном они приходят от тех из наших зрителей, кто, вспоминая «Левиафан», читал рецензии профессионалов и комментарии самого Звягинцева, посвященные «Нелюбви». И как бы есть за что. Вот один пример - свежайшее интервью режиссера «Новой газете». Сначала: «Фильм снят только для того, чтобы вы пришли домой и крепко обняли своих детей», то есть перед нами семейная мелодрама. Но тут же, говоря о времени действия «Нелюбви»: «…Это тот самый период, когда мы полностью утратили надежду на обновление, изменение среды обитания, достойной человеческой жизни и даже самоуважение. Период, когда один за другим гасли маяки этой надежды», и далее: «…Пока не пришли мы к 2015-му - боям под Дебальцево». Не мелодрама? Политическая драма, замаскированная под семейную, нечто вроде «Дней Турбиных»? Как бы не так, немного ниже: «Я не занимаюсь политическим кино».
Напомню кратко сюжет: камерная мелодрама, скрещенная с роуд-муви - разводящиеся муж и жена плюс приемный сын, который, не выдержав родительских ссор, сбегает, а отец отправляется его искать.
Ну вот скажите мне, какое отношение имеет развод семьи в Москве к конфликту на Донбассе? Разумеется, с точки зрения квантовой механики супружеские нелады и взрыв сверхновой в далекой-далекой галактике могут иметь прямое касательство друг к другу - но на то она и квантовая механика. Если же оставить котов Шрёдингера сидеть в их черных ящиках, где они ни живы и ни мертвы одновременно, объяснить эту несуразицу (а говорить про один и тот же фильм в одном и том же интервью взаимоисключающие вещи - это, мягко говоря, несуразица) можно только одним - маркетингом.
Продюссировал «Нелюбовь» Александр Роднянский, а он отлично знает, как продать на Западе русское кино. А продать его можно только с помощью таких вот широких цивилизационных обобщений, когда режиссер русского фильма предстает перед западным зрителем и критиком не просто режиссером, а Толстым, Достоевским, Солженицыным и академиком Сахаровым в одном лице.
Если держать слово «маркетинг» в уме, воздушные историософские замки, сооружаемые вокруг «Кроткой» Лозницы, воспринимаются гораздо спокойнее. Хотя, конечно, «головокружительная одиссея в ад русского отчаяния» от гражданина Украины, проживающего в Берлине, - штука посильнее «Фауста» Гете.
Вот такой он - русский сезон в Канне: искусство вперемешку с маркетингом. Здесь главное - не перепутать одно с другим. Режиссер может говорить о себе и своем фильме все что угодно, и критик также может писать о его фильме все что угодно, но первостепенен здесь не режиссер и не критик, а фильм. И если он был не только представлен в Канне, но и получил там приз, значит, представляет интерес если не с точки зрения киноискусства, то с точки зрения кинопроцесса.
А сейчас перенесемся из Канна в Мурманск, со Средиземноморья - на Баренцевоморье и посмотрим, что нового нас ждет на экранах кинотеатров?
О «Нелюбви» мы уже писали. По соседству с ней начинается мурманский прокат другой семейной мелодрамы - «Одаренная». Поставил ленту голливудский «мультиинструменталист» средней руки Марк Уэбб, снимавший до того и фильмы-комиксы о Человеке-Пауке, и разнообразные по жанру сериалы, но более всего запомнившийся «500 днями лета» - тоже мелодрамой, но любовной. В «Одаренной» же речь идет о девушке-подростке с математическим даром, которую воспитывает дядя и которую хочет забрать к себе внезапно появившаяся мать.
Коллизия схожа с «Нелюбовью», но поскольку это Голливуд, о кризисе американской цивилизации в связи с «Одаренной» никто из критиков не говорит. В роли дяди - Капитан Америка Крис Эванс.
Ослепительная израильская кинодива Галь Гадот наконец-то дождалась сольного голливудского проекта - «Чудо-женщину» Пэтти Дженкинс. С Пэтти Дженкинс, известной по «Монстру» со страшной Шарлиз Терон, связаны и основные проблемы проекта - все же для того чтобы снять внятный фильм-комикс, нужно талантов побольше, чем умения изуродовать признанную блондинку номер один мирового кино. Поэтому о самом фильме отзывы прохладные, а вот о Галь Гадот в нем - превосходные. Как-никак, благодаря «Монстру» Терон заработала «Оскар», вот и на этот раз у Дженкинс опять получился фильм-бенефис. Галь Гадот в нем чудо как хороша, но если вас не вдохновляют красотки, которые ходят туда-сюда… ну, там еще есть Робин Райт, Дэвид Тьюлис, Конни Нильсен, Юэн Бремнер и спецэффекты на 120 миллионов долларов.
Мы говорим «Спасатели Малибу» - подразумеваем красоток в бикини (конкретно Памелу Андерсон); однако в римейке сериала, выходящем на экраны, центр тяжести неожиданно перенесен на спасателей - Дуэйна Джонсона и Зака Эфрона. Спасательницы там, впрочем, тоже есть, но на вторых ролях. Снял римейк мастер комедий Сет Гордон («Несносные боссы»). Что же касается сюжета - он и в первоисточнике не играл большой роли, и римейк здесь недалеко ушел.
О том, что учебный год кончается и начинаются летние каникулы, прокатчики в курсе - специально для категории «6+» приготовлены мультфильмы «Подводная эра» и «Спарк. Герой Вселенной». И то, и другое - копродукции, снятые на английском языке, но на деньги неанглоязычных стран: в первом случае скинулись Испания с Бельгией, во втором - и вовсе Южная Корея. И то, и другое - подражания, в одном случае «В поисках Немо», в другом - «Звездным войнам» (разыгранным… животными - как вам злодей-император-лось?). И то, и другое - не шедевры, хотя в возрасте 6+ смотреть, разумеется, можно. Особенно, если на дворе летние каникулы.
Опубликовано: Мурманский вестник от 01.06.2017