«Я русский бы выучил - да не дают»: почему в национальных республиках России притесняют общегосударственный язык

Публицист Егор Холмогоров. Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Где и как знают великий и могучий Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Выступления в защиту преподавания русского языка в том же Татарстане, кстати, начались не вчера. Это фото было сделано у здания министерства образования и науки Республики Татарстан несколько лет назад. Но проблема остается. Фото: Максим БОГОДВИД/РИА Новости
Фото: www.murmansk.kp.ru
Недавно в Йошкар-Оле Владимир Путин указал главам республик: сокращать часы изучения русского языка в школах нельзя! К чему это может привести? Об этом в эфире Радио «КП» мы поговорили с публицистом Егором Холмогоровым [инфографика]

ПРИНУЖДЕНИЕ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ

- Почему в Кремле именно сейчас обратили внимание на языковую проблему?

- Вопрос перезрел. До сих пор наша власть старалась не злить элиты национальных республик.

В Татарстане школьники за весь период обучения получают 700 часов русского языка вместо 1200 - на 40% меньше, чем в других регионах. А теперь представим, что русский из Татарстана решил поступить в МГУ. А там, помимо ЕГЭ, еще и дополнительные испытания, потому что русский язык - базовая дисциплина для любого вуза. То есть шансов на поступление у него заведомо меньше. Его принуждают оставаться на месте, потому что за пределами республики он менее конкурентоспособен.

- Но у школьников из Татарстана высокие баллы ЕГЭ по русскому языку.

- Родители нанимают репетиторов! К тому же у нас есть некоторые республики, где ЕГЭ повально сдают на 100 баллов, но из этого не следует, что русский язык там знают хорошо.

- «Обрезанное» преподавание русского языка - это нарушение Конституции?

- Да. Русский - наш единственный общенациональный язык. Любое ограничение доступа к нему нарушает закон. Но, к сожалению, нигде не зафиксирована норма, что гражданин России обязан знать русский язык. В это часто утыкаются наши суды и следствие, когда, скажем, приводят подозреваемого, а он начинает придуриваться, будто не знает русского языка. А нигде и не написано, что он должен его знать, хотя это государственный язык. Вот этой нормы нам ощутимо не хватает.

В то же время в регионах, где требуют изучать национальные языки, прячутся за 68-ю статью Конституции, которая разрешает республикам устанавливать свои госязыки. Но там ничего не говорится про обязанность изучать их. В школах детей заставляют изучать национальные языки, несмотря на протесты родителей. Русским по национальности в этих республиках хотят сказать: вы тут на птичьих правах.

- А что плохого в том, чтобы знать язык народа, с которым живешь?

- Наши республики лишь условно национальные. Еще недавно татар в Татарстане было меньше 50%. В Башкирии четверть населения - татары, 36% русские и лишь 29% - башкиры. И вот в этих регионах проводится мысль, что «у нас тут отдельная страна».

- Но ведь русский в республиках остается государственным.

- Он изучается в меньшем объеме. В Конституции Татарстана записано, что в республике два госязыка - татарский и русский, а не русский и татарский. А в Коми, где представителей народности коми 25%, их язык пытаются жестко пропихнуть в школьную программу для остальных 75% населения. Это политическое мероприятие.

Публицист Егор Холмогоров.Фото: Анатолий ЖДАНОВ true_kpru

«СТАТУС НАЦИОНАЛЬНОГО»

- В национальных республиках у русских должно быть право отказаться от изучения местного языка?

- Да. Русский язык - государственный на территории всей Российской Федерации. А местные языки изучаются у нас на том основании, что надо сохранять культуру народов, которые живут в России. То есть они имеют полное право изучать свой национальный язык, творить на нем. Но это значит, что и русский народ точно так же имеет право на сохранение своей этнической культуры. Значит, и русским школьникам надо преподавать их язык как национальный. А не только как общегосударственный.

- А в чем разница на практике?

- В то же время, когда другим молодым людям преподается башкирский или якутский языки, русские школьники могли бы изучать древнерусскую литературу. Чтобы воспринимать свой язык не как казенный, а как язык народа, с которым родился. Читать «Повесть о Петре и Февронии» в оригинале.

Во что уткнулись в Татарстане и Башкирии? Что русскому языку невозможно предоставить статус национального. А поскольку в школе есть предмет «родной язык» - иди и учи башкирский до тех пор, пока прокурор не сделает замечание.

- Отказ изучать национальные языки где-то воспримут как обиду.

- Не понимаю причин для обиды. Навязывание национального языка - это шовинизм. Например, в Башкирии татары часто говорят: а зачем нам учить башкирский? Мы - татары, хотим учить татарский.

- Вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов недавно заявил, что, если национальные языки не будут преподаваться в школах, это грозит ликвидацией республик, они не будут отличаться от областей.

- А чем области хуже республик? Или жители областей - граждане второго сорта? Вся эта политика искусственного навязывания национальных языков строится на презумпции того, что Татарстан, Башкирия, Тыва, Якутия и другие республики - это отдельные страны.

Сто лет назад большевики расплачивались за поддержку против белых предоставлением широких автономий в совершенно произвольных границах. И мы платим по этим счетам до сих пор.

- Я, условно говоря, татарка, вы - русский. Мне бы хотелось, чтобы вы меня понимали и я понимала вас. Вот вы пришли в татарский магазин, вы сказать не можете ни слова. Разве это нормально?

- Вообще это странно, какой может быть на территории России татарский магазин? Неплохо, когда человек учит язык своего народа. Плохо, когда ему навязывают язык другого народа, причем не для того, чтобы он его действительно понял, а исключительно для того, чтобы дать понять, кто тут хозяин. Исходя из этой логики, русские должны были бы сказать: нас 80%, мы в этой стране хозяева, вообще все языки запрещаем, будете учить только наш язык. Но мы же так не делаем.

Где и как знают великий и могучийФото: Дмитрий ПОЛУХИН true_kpru

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Порой педагоги сами не знают, что преподают

Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Института русского языка имени Пушкина:

- Год назад мы оценивали, насколько хорошо говорят по-русски учителя русского языка и педагоги начальных классов в регионах Северного Кавказа и Тывы. Так вот, в отдельных регионах 5 - 6% учителей не прошли порогового уровня этого теста. Проблема в том, что во многих национальных республиках русский язык преподают не его носители. Что касается сокращения часов преподавания русского языка, то это просто недопустимо. Федеральным стандартом заложено именно то количество часов, которое приводит к хорошим, глубоким знаниям. Если мы хотим, чтобы ребенок был интегрирован во все сферы деятельности на всей территории нашей страны, то, конечно, ему нужен свободный уровень владения русским языком.

Елена КРИВЯКИНА true_kpru @ElenaKrivyakina
 
По теме
1 - Мончегорская ЦБС Долгожданные весенние каникулы. Закончилась самая продолжительная учебная четверть, пришла пора хорошенько отдохнуть, с пользой и во благо своему здоровью.
Мончегорская ЦБС
Сошли вагоны из-за слишком широких рельс: суд рассмотрит уголовное дело в Мурманске - Сетевое издание Новости Мурманской области Мурманская транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении генерального директора «Строительно-сервисной компании».
Сетевое издание Новости Мурманской области
В Мурманской области открыт первый кабинет для пациентов с критической ишемией нижних конечностей - Мурманский вестник Фото предоставлено МОКМЦ. В стационаре на улице Володарского,18 Мурманского областного клинического многопрофильного центра (МОКМЦ) открылся кабинет для приема пациентов с критической ишемией нижних конечностей.
Мурманский вестник
Медики рассказали о путях преодоления антибиотикорезистентности после пандемии коронавируса в Мурманске - Правительство Мурманской области В Мурманске состоялась образовательная конференция «II Северо-западная конференция по антимикробной терапии и клинической микробиологии».
Правительство Мурманской области
Сказочные истории Кольского края - Детско-юношеская библиотека Сегодня в рамках Недели детской книги в центре краеведения и страноведения состоялась встреча ребят из оздоровительного лагеря при школе № 31 с автором детских книг Екатериной Чуниной.
Детско-юношеская библиотека