Поддадим газу на Севморпути?

Фото: www.mvestnik.ru
Он может стать основным топливом для торговых судов на арктических маршрутах

Текст: Илья Владимиров

В штаб-квартире Международной морской организации в Лондоне на днях завершилась сессия Комитета по защите морской среды. Несколько ключевых вопросов повестки дня касались наших, северных, широт - экологических болячек арктического судоходства. Одна из них - использование так называемого тяжелого топлива.
Нелегкие последствия  тяжелого топлива
12 миллионов тонн грузов - почти вдвое больше рекордного для страны показателя - планирует перевезти в следующем году по Севморпути «Совкомфлот». И это только одна, пусть и крупнейшая, судоходная российская компания. Интенсивность судоходства в Арктике растет, что заставляет пристальнее вглядываться в экологические аспекты полярной логистики. Чем экологам не угодил флотский мазут, или (если говорить языком документов) тяжелые сорта судового топлива?
- Риски от разлива жидкого топлива в Арктике очень существенны. Последствия могут быть намного опаснее, чем в других морях, - объясняет руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников. - В ледовых условиях ликвидация разливов мазута очень проблематична. И поэтому есть совместная позиция ряда экологических организаций - нужно постепенно выводить его из обращения. Что, надо сказать, уже сделано в Антарктиде.
По подсчетам экологов, ликвидация разлива 100 тонн мазута в условиях Севера по цене сравнима с экономией, которую получает весь арктический флот мира от использования более дешевого, но экологически опасного топлива.  Российский офис WWF впервые принял участие в сессии Комитета по защите морской среды. Нашу страну также представляли руководители Росморречфлота, университета имени Макарова, администрации морских портов Балтики и Западной Арктики. В отношении «мазутного вопроса» пока решено собрать и проанализировать предложения всех сторон.
- У Российской Федерации отличная от других арктических стран позиция, - комментирует Алексей Книжников. - В частности, по мнению наших ученых, в арктических ледовых условиях разливы дизельного топлива или дистиллята (их предлагают в качестве альтернативы) могут быть опаснее мазутных. И это тема для дальнейших дискуссий. У Всемирного фонда дикой природы предложение более радикальное. Мы считаем, что для российского сектора Арктики интереснее, с точки зрения как экологии, так и экономики, перевод судоход-
ства на сжиженный природный газ.


Трансформация  начинается
СПГ - не такая уж неожиданная альтернатива, как может показаться на первый взгляд. Мировой опыт эксплуатации использующих его судов - примерно 10 лет. На сессии Комитета по защите морской среды в Лондоне делегации Португалии и Испании заявили о начале перевода судоходства на сжиженный природный газ. В этих странах шесть портов уже сейчас создают бункеровочные мощности для этого вида топлива. А на днях аналогичная новость пришла из Москвы.
- Хотел бы доложить, что в Год экологии в Российской Федерации «Совкомфлот» как лидер международного рынка перевозок энергоносителей принял прин-
ципиальное решение о начале перевода флота на газ как основное топливо, - заявил гендиректор компании Сергей Франк на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым. - Мы первые в этом смысле и долго готовились, но практически с 2018 года начинаем эту трансформацию.
Напомню, «Совкомфлот» занимается в том числе транспортировкой добываемых в районе Обской губы Карского моря углеводородов. И в этом году впервые в истории коммерческого мореплавания навигация там была круглогодичной. Разместить заказы на новые суда «Совкомфлот» планирует на российских верфях. Предназначены танкеры будут в основном для Балтики и Северной Европы. Обеспечивать их СПГ будет концерн «Шелл». Место поставки газа - Роттердам. Впрочем, и о высоких широтах шла речь на встрече с Дмитрием Медведевым. Гендиректор «Совкомфлота» напомнил про статью 234 Конвенции ООН по морскому праву, которая позволяет прибрежным государствам в своих экономических зонах, там, где льды создают угрозу судоходству, вводить дополнительные экологические ограничения.
- Хорошо. Этим и будем заниматься, - отреагировал премьер.
10 лет  на переоснащение флота
- Мы как экологи такие ограничения, снижающие риск загрязнения окружающей среды, конечно, поддерживаем, - комментирует руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников. - В то же время не хочется, чтобы экологические требования стали препятствием для экономического развития. Как мера постепенная, реализуемая поэтапно, я думаю, это более чем уместно. К слову, Международная морская организация так и действует.
Перевод арктического флота на СПГ - задача масштабная. Речь идет о сотнях судов. Но, с одной стороны, часть из них (в силу возраста) скоро потребует замены. С другой, Россия в Арктике становится страной - производителем сжиженного природного газа. В ближайшие месяцы будет запущен завод на Ямале. И часть его продукции могла бы стать бункеровочным топливом.
- Переход арктического судоходства на СПГ - вполне достижимая цель с горизонтом планирования 10 лет - разумеется, при поддержке со стороны государства, - рассуждает Алексей Книжников. - Здесь могут быть какие-то налоговые и другие преференции, ведь мы решаем сразу несколько задач: снижаем выбросы в атмосферу, сокращаем риск разливов нефти (а значит, можем уменьшить расходы на создание сил и средств для ликвидации таких ЧП). Наконец, продвигаем Севморпуть на международной арене как транспортную магистраль, работающую по наивысшим экологическим стандартам. Более чистого топлива, чем сжиженный природный газ, для морского судоходства сегодня нет. Поэтому мы рады, что наш флагман, компания «Совкомфлот», показывает пример остальным.
Но вернемся к Комитету по защите морской среды. Если работа над лимитированием использования тяжелых видов топлива или, скажем, ограничением воздействия шума от судоходства на морских млекопитающих Арктики там только начинается, то применение систем очистки балластных вод на танкерах и сухогрузах - вопрос решенный. Соответствующая конвенция вступит в силу уже 8 сентября. Принципиальные решения достигнуты и в отношении выброса парниковых газов. А это значит, что экологизация судоходства идет уверенно. И, может быть, даже быстрее, чем кажется на первый взгляд.

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.07.2017

 
По теме
Северный завоз: 10 тысяч тонн угля доставят из Мурманска в Якутию - MurmanNews.Ru Этот запас топлива обеспечит функционирование труднодоступных населённых пунктов в Арктике   В Мурманском морском торговом порту (ПАО «ММТП») завершена погрузка 10 тысяч тонн угля на сухогруз Арктического морского парохо
01.08.2017
 
В ПАО "ММТП" завершена погрузка 10 тысяч тонн угля на сухогруз Арктического морского пароходства "Таймыр" и сегодня судно направится в пункт назначения – Нижнеянский речной порт, расположенный на севере Якутии.
01.08.2017
В ПАО «ММТП» завершена погрузка 10 тысяч тонн угля на сухогруз Арктического морского пароходства «Таймыр» и сегодня судно направится в пункт назначения – Нижнеянский речной порт, расположенный на севере Якутии.
01.08.2017
 
ММТП участвует в реализации программы «Северный завоз – 2017» - ГТРК Мурман В ПАО «ММТП» завершена погрузка 10 тысяч тонн угля на сухогруз Арктического морского пароходства «Таймыр» и сегодня судно направится в пункт назначения – Нижнеянский речной порт, расположенный на севере Якутии.
01.08.2017
В районе Мурманска перекроют участки трассы «Кола» - Hibiny.Com Подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кола» информирует, что 20 сентября 2018 года с 11:00 до 13:00 и с 20:00 до 22:00 и с 21 сентября по 23 сентября 2018 года в период с 11:00 до 13:00 на объекте реконструкция автодо
19.09.2018 Hibiny.Com
В администрации города сообщили и о других перекрытиях, которые продлятся до конца месяца Последний день солнечного лета 2018-го на исходе, и уже завтра школьники и студенты начнут новый учебный год.
31.08.2018 КП Мурманск
Жить не будешь! Апатиты . 2 сентября, между часом дня и двумя в одном из домов на улице Дзержинского сильно перепугалась одна из жительниц — женщина 1964 года рождения.
14.09.2018 Дважды два
Как вчерашние звезды оказываются на обочине жизни - Я об этом никому не рассказывал, даже родным и близким, чтобы не нагружать, - опускает глаза почти легендарный строитель Джумшут из сериала «Наша Russia»,
17.09.2018 КП Мурманск
Пневмония на несколько дней приковала 69-летнего артиста к кровати Валерий Леонтьев, как уже писала «КП», прилетел на «Новую волну» в Сочи, но так, к сожалению, и не вышел на сцену .
14.09.2018 КП Мурманск
Первые восемь дней сентября прошли для участников юбилейной гонки по бездорожью захватывающе.
14.09.2018 Дважды два
Во время поездки на Урал легендарный чемпион открыл новый спорткомплекс и получил главную боксерскую награду России Нынешняя поездка абсолютного чемпиона мира по боксу в тяжелой весовой категории среди профессионалов
12.09.2018 КП Мурманск
До стадиона доносились звуки и запахи праздника — на площади у Дворца культуры горожане отмечали день рождения Апатитов.
14.09.2018 Дважды два
Сотрудники кадровой службы КП-24 рассказали школьникам о вузах ФСИН России - УФСИН Сотрудники кадровой службы оленегорской колонии-поселения №24 провели цикл профориентационных занятий со старшеклассниками оленегорской общеобразовательной школы, мончегорских гимназии №1 и лицея имени Сизова.
19.09.2018 УФСИН
Пора или не пора? Когда в Мурманске дадут отопление? До 1 сентября в области социальные объекты - школы, детские сады, поликлиники - уже подключили, а жилые дома далеко не везде.
18.09.2018 Телекомпания ТВ-21