Вина пилотов или сбой техники: почему во время крушения Ан-148 не работал обогрев приборов

Фото: www.murmansk.kp.ru
Полная картина авиакатастрофы в Подмосковье будет у экспертов МАК в течение недели [видео]

В Москве продолжается расследование крушения летевшего в Орск самолета Ан-148, в котором погибли 6 членов экипажа и 65 пассажиров . Специалистам все-таки удалось «вскрыть» поврежденный в авиакатастрофе второй «черный ящик» - речевой самописец. Эксперты Межгосударственной авиационной комиссии уже приступили к работе с этим аудио. Источники сообщают, что записи переговоров пилотов подтверждают версию, которая появилась после расшифровки параметрического самописца (он фиксирует работу «техники»).

Специалистам все-таки удалось «вскрыть» поврежденный в авиакатастрофе второй «черный ящик» - речевой самописецФото: REUTERS

- Пилоты сразу после взлета заметили, что показатели скорости на датчике у командира и второго пилота существенно отличаются, - рассказал «КП» эксперт, знакомый с ходом расследования МАК. - Это произошло из-за того, что не работал обогрев трех приемников воздушного давления (это «антенны», установленные на корпусе самолета, - Авт. ), те заледенели и выводили на приборную панель пилотов некорректную скорость. Пилоты сначала пытались набрать нужную для взлёта скорость - фактически превышая ее и «загнав» двигатели. А потом они уже не смогли ничего сделать.

Спасатели все еще продолжают работу на месте катастрофыФото: Михаил ФРОЛОВ

Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов знаком с предварительными результатами расшифровки параметрического самописца. По его словам, один из главных вопросов, на который у экспертов пока нет ответа: почему не работал обогрев приемников воздушного давления. Пилоты забыли его включить? Или обогрев по какой-то причине не сработал? Мы уже рассказывали: на советских и российских самолетах система обогрева включается вручную, тогда как на современных зарубежных типах - это происходит автоматически, сразу после запуска двигателя.

- Это, конечно, каменный век, - говорит Смирнов. - Не представляю себе, что пилоты могли забыть включить обогрев. Тогда это грубое нарушение контрольной карты проверок, как ее называют летчики - «молитвы». Перед началом полета пилоты проходят все оборудование по кругу, включая его. Видели, наверное, в кино: «Прибор такой-то», - говорит один. Второй отзывается. И так далее... Я видел первый отчет предварительный отчет МАК. Там этот момент описан просто: «не включили обогрев». Но на основании чего сделан этот вывод - неясно. Я бы не спешил сразу обвинять пилотов. Давайте дождемся, когда эксперты состыкуют две расшифровки по секундам.

Есть еще один непонятный момент. Эксперты изучили показания флайтрадара (это сайт, где можно следить за полетами конкретных самолетов в реальном времени, все полеты записываются, - Авт. ). И если верить этим данным, Ан-148 то летел на скорости около 200 километров в час, то резко ускорялся, то снова терял скорость. (См. также «Вопрос — ребром»).

Характеристики самолёта Ан-148Фото: Алексей СТЕФАНОВ

- На самом деле, борт за 7 минут полета не тормозил, а только увеличивал скорость. В какой-то момент - 500 километров в час, 600. Потом - 800. На такой скорости гражданские самолеты летают только на эшелоне, но не при подъеме, когда на корпус идут совсем иные нагрузки. Пилоты ошибочно разогнали самолет так, что он начал разрушаться в полете. Потом началось пике. Наверняка начала мигать система: «опасное сближение с землей». Известно, что Ан-148 вывалился из облаков на высоте около 700 метров. Но визуального контакта с землей у экипажа не было, они попали в снежный заряд. Но я не могу объяснить, почему в этот момент командир не пытался дать штурвал на себя, избегая столкновения.

Тем временем с места крушения продолжают вывозить найденные сотрудниками МЧС фрагменты самолета. Грузовиками их доставляют на аэродром в Жуковском. Там в одном из ангаров разбившийся самолет будут собирать по частям, чтобы установить полную картину случившегося.

Схема происшествияФото: Алексей СТЕФАНОВ

ОФИЦИАЛЬНО

- Расшифровка речевого самописца еще в процессе, - рассказали корреспонденту «КП» в пресс-службе МАК. - Помимо собственно расшифровки предстоит также процесс протоколирования - данные параметрического самописца будут посекундно сопоставляться с расшифровкой переговоров пилотов. Можно предположить, что работа будет завершена в течение недели. В любом случае, полную расшифровку переговоров экипажа мы публиковать не будем, это запрещено законом. Только если какие-то значимые смысловые фрагменты.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему «Флайтрадар» показывал резкие изменения скорости?

Как показала расшифровка параметрического самописца, колебаний скорости разбившегося Ан-148 не было: летчики самолет только разгоняли. Почему же тогда флайтрадар (сетевой ресурс, отслеживающий полеты в реальном времени) показывает скоростные «качели»?

- Для меня это тоже было удивительно, - сказал «КП» вице-президент профсобюза летного состава России Олег Приходько. - Я нашел во флайтрадаре данные о прошлых полетах этого самолета. И там то же самое - скорость скачет туда-сюда с невероятной амплитудой.

Эксперты изучили показания флайтрадара. И если верить этим данным, Ан-148 то летел на скорости около 200 километров в час, то резко ускорялсяФото: Скриншот сайта

Мы тоже изучили графики «флайтрадара». Посмотрели рейсы Ан-148 с бортовым номером RA-61704 из Москвы в Саратов и обратно, а также из Пензы в Москву 11 февраля. Во всех случаях графики скорости напоминают электрокардиограмму, словно это не авиалайнер, а «чихающая» копейка «жигулей». Может так и должно быть? Чтобы проверить, мы посмотрели данные одного из полетов А-320 в Самару: ничего похожего, самолет набирает скорость и держит ее до начала снижения, без резких скачков.

- Если бы скорость действительно прыгала, летчики сразу бы отказались лететь этим бортом, - объяснил Олег Приходько. - В данном случае, мы скорее всего имеем некорректную передачу информации с борта на землю. «Флайтрадар» оперирует открытыми данными, которые передает сам самолет. Если самолет передает ложные данные, «флайтрадар» будет их честно отображать. Вероятно, у разбившегося Ан-148 была проблема с передатчиками.

Подготовил Владимир ДЕМЧЕНКО

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

Список погибших в крушении самолета АН-148 в Подмосковье

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Официальная версия крушения АН-148 в Подмосковье: пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить

Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье. Во вторник, 13 февраля, специалисты МАК завершили расшифровку параметрического бортового самописца с Ан-148. Того, который фиксирует в полете показания техники. Причиной катастрофы, по всей видимости, стало неверное представление пилотов о скорости воздушного судна. (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Могло ли обломки Ан-148 разбросать в радиусе километра, если взрыв случился только после падения

В истории с крушением пассажирского Ан-148 в Подмосковье версию о теракте отвергли практически сразу. Сначала сообщили, что на обнаруженных фрагментах самолета следов взрывчатки не нашли. Затем с официальным заявлением выступил Следственный комитет (а в расследовании сейчас участвуют около сотни сотрудников СК): «Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета». Тем не менее в соцсетях время от времени всплывают конспирологические версии о теракте (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

К месту крушения Ан-148 приехали родные погибших

В окрестностях подмосковного села Степановское, где 11 февраля потерпел крушение самолёт Ан-148, продолжаются поисковые работы. На месте в несколько смен работают около 1 тысячи сотрудников МЧС - по-прежнему ведется поиск фрагментов тел погибших и деталей взорвавшегося самолета. Днём в среду министр ЧС Владимир Пучков распорядился увеличить зону работ. До этого спасатели вместе с коллегами из Следственного комитета исследовали площадь 30 гектаров, а теперь она разрослась до 50 га.

- Там бывшие совхозные поля, а теперь - чьи-то частные паи, - объясняет местный житель Максим Битюков. - Летом вы бы увидели: они все давно дикой травой заросли (подробности)

Поделиться видео </> x HTML-код

Поиск обломков Ан-148: съёмка с воздуха. Обломки рухнувшего в Подмосковье Ан-148 разбросало на площади 30 гектаров. Фрагменты самолёта и тела погибших продолжают искать спасатели.

Еще больше материалов по теме: «Пассажирский самолет Ан-148 потерпел крушение в Подмосковье»

Александр РОГОЗА Владимир ДЕМЧЕНКО

Последние новости Мурманской области по теме:
Вина пилотов или сбой техники: почему во время крушения Ан-148 не работал обогрев приборов

Специалистам все-таки удалось «вскрыть» поврежденный в авиакатастрофе второй «черный ящик» - речевой самописец Фото: REUTERS - КП Мурманск
Вина пилотов или сбой техники: почему во время крушения Ан-148 не работал обогрев приборов - Мурманск
Полная картина авиакатастрофы в Подмосковье будет у экспертов МАК в течение недели [видео] В Москве продолжается расследование крушения летевшего в Орск самолета Ан-148, в котором погибли 6 членов экипажа и 65 пассажиров .
18:51 15.02.2018 КП Мурманск
- Мурманск
Им удалось расшифровать данные с речевого самописца [видео] Экспертам Межгосударственной авиационной комиссии удалось успешно расшифровать данные второго «черного ящика»с борта самолёта Ан-148,
13:05 15.02.2018 КП Мурманск
 
По теме
Митинг памяти погибших членов экипажа и пассажиров рейса "Саратовских авиалиний". На переднем плане несут фото пилота Валерия Губанова. - КП Мурманск Авиакомпания опровергла отсутствие допуска к полетам у Валерия Губанова Авиакомпания "Саратовские авиалинии" выступила с официальным опровержением информации о том,
18.02.2018
В Москве продолжается расследование крушения летевшего в Орск самолета Ан-148 Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - КП Мурманск Сообщения о том, что Сергей Гамбарян управлял самолетом без специальных навыков и дипломов сильно возмутило и его родных, коллег и его однокурсников Точная причина крушения самолета «Саратовских авиалиний»,
15.02.2018
 
Виктор Алкснис поделился своим мнением о катастрофе Ан-148 Фото: facebook.com - КП Мурманск На Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) специалисты обсудили предварительные итоги расследования авиакатастрофы Что произошло на борту Ан-148, разбившегося 11 февраля?
14.02.2018
Характеристики самолёта Ан-148 Фото: Алексей СТЕФАНОВ - КП Мурманск У известного политика, полковника ВВС в отставке, - своя версия трагедии [инфографика, видео] Виктор Алкснис политик, бывший депутат Госдумы и военный летчик в отставке, опубликовал в социальной сети свою версию трагедии ,
14.02.2018
 
В момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - КП Мурманск Специалисты МАК завершили расшифровку одного из «черных ящиков» [видео] Стали известны предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения Ан-148 в Подмосковье .
13.02.2018
Вид с высоты на место крушения самолета Ан-148 "Саратовских авиалиний". ФОТО СК России - КП Мурманск Эксперт прокомментировал конспирологические версии о крушении самолета в Подмосковье, которые появились в Сети [видео] В истории с крушением пассажирского Ан-148 в Подмосковье версию о теракте отвергли практически сразу.
13.02.2018
Казалось бы, законодатели многое сделали, чтобы убрать с дорог нетрезвых водителей.
18.08.2018 Дважды два
Корреспондент "КП" побывала на кладбище, где похоронили мужчину Кладбище «Вешки» Мытищинского района находится в нескольких километрах от МКАД по Осташковскому шоссе в элитном коттеджного поселке.
16.08.2018 КП Мурманск
Кубанский Казачий хор поздравил главу МИД Австрии. Фото: Кубанский казачий хор - КП Мурманск На торжестве солисты ансамбля спели на французском и немецком языках [видео] В субботу Владимир Путин посетил свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и финансиста Вольфганга Майлингера.
19.08.2018 КП Мурманск
Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
18.08.2018 КП Мурманск
Юрист Ирина Тулубьева, специализирующаяся на авторском праве, рассказала, как родственники писателя могут разделить его многомиллионное наследство Эдуард Успенский был очень плодовитым писателем и деловым человеком.
16.08.2018 КП Мурманск
На крупнейшем рок-фестивале страны прозвучал заполярный альтернативный поп-панк - Наш гитарист Андрей не смог с нами поехать, поэтому мы взяли с собой нашего бывшего басиста Артема в качестве сессионного музыканта.
14.08.2018 КП Мурманск
В Териберке «моржи» провели заплывы - Hibiny.Com 19 августа 2018 года в Териберке прошли заплывы в Баренцевом море. Информация скопирoван(а) с веб-сайта https://www.hibiny.com Необходимо было проплыть морскую милю или километр.
20.08.2018 Hibiny.Com
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] На второй день после того, как появилась информация о "скандальном видео",
18.08.2018 КП Мурманск
В Альта-турнире (Норвегия) участвовали 352 футбольные команды. И среди них представители России: “Север” из Мурманска и “Олимп Дрозд Хибины” из Апатитов.
17.08.2018 Дважды два
Прокурором Ловозерского района в Ловозерском районном суде поддержано государственное обвинение по уголовному делу по обвинению жителя поселка Ревда Ловозерского района Станислава Баранова, 1974 года рождения,
20.08.2018 Прокуратура Мурманской области
Кошки, как стимул для погашения долга - УФССП   В отделе судебных приставов г. Апатиты на исполнении находилось исполнительное производство о взыскании солидарной задолженности в размере 27 тысяч рублей с супругов, возникшей в результате причинения ущерба имуществу взыскателя,
20.08.2018 УФССП
«Возгорание, возникшее в воскресенье вечером на одной из складских территорий Северного флота в Мурманске, ликвидировано», - сообщили в пресс-службе Северного флота.
20.08.2018 Телекомпания ТВ-21