По итогам 1 квартала Министерство финансов Мурманской области охарактеризовало исполнение областного бюджета, как ожидаемое, в пределах прогнозируемых на 1 квартал и заданных законом об областном бюджете на текущий год параметров. По итогам 4 месяцев главный финансовый орган региона уже выражает обеспокоенность по вопросу бюджетной устойчивости в 2016 году.
Доходы в областной бюджет поступили за 4 месяца в сумме 16 726,4 млн. рублей, что на 522,2 млн. рублей ниже поступлений за аналогичный период 2015 года. Одним из существенных рисков, влияющих на поступление доходов в бюджет, является переплата по налогам. По полученной от УФНС России по Мурманской области информации по состоянию на 1 апреля т.г. переплата по итогам 2015 года составила около 3,0 млрд. рублей. Во избежание существенного снижения поступлений налога в текущем году достигнута договоренность с предприятиями региона о поэтапном ее удержании в течение 2016-2017 гг.
При снижении объемов доходов, расходы исполнены в сумме 16 204,3 млн. рублей, с ростом по отношению к расходам за аналогичный период 2015 года на 716,6 млн. рублей, что вполне ожидаемо, так как в бюджете на 2016 год заложен рост расходов на оплату труда работников государственных учреждений с учетом проведенной с 01.10.2015 на 5,5% индексации, на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на 8,1% к 2015 году, на социальные выплаты в связи с проведением их индексации на 11,9%. Кроме того, при формировании бюджета на 2016 год были приняты отдельные решения по увеличению расходов бюджета на предоставление бесплатного питания школьникам и молока с учетом повышения цен, на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также предусмотрено начало строительства ряда социально значимых объектов (общеобразовательная школа на 50 человек в с. Краснощелье Ловозерского района, детский сад на 140 мест в п. Спутник Мурманской области, строительство самотечной и напорной линии водоотведения в п.Умба и другие объекты). Повлияла на рост расходов за 4 месяца и необходимость бесперебойного завершения отопительного сезона, субсидии организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения, предоставляются исходя из заявляемой потребности.
Государственный долг Мурманской области, соответственно, по состоянию на 01.05.2016 составил 21 422,7 млн. рублей, с ростом к долгу на начало года на 730,0 млн. рублей.
Таким образом, мы вошли в период с серьезной расходной нагрузкой, период май-август это значительные расходы бюджета, связанные с отпускным периодом, и более слабым подкреплением доходной базы. Главным распорядителям средств областного следует более ответственно подходить к расходованию средств бюджета, в приоритете должна быть взвешенная экономия расходов.
На сегодняшний день идет подготовка проекта изменений в закон об областном бюджете на 2016 год. Проект учитывает оптимизацию расходов бюджета, включит в себя корректировку расходов исходя из достигнутой экономии бюджетных средств по итогам проведения конкурентных процедур при осуществлении государственных закупок. В апреле т.г. Министерством финансов РФ предоставлен бюджетный кредит на замещение коммерческого долга на сумму 2,9 млрд. рублей, что позволило изменить структуру государственного долга области в сторону снижения коммерческой его части и, соответственно, позволило снизить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга, что также учтено проектом закона.