Текст: Алешин Геннадий
«Жги!»Когда какой-нибудь фильм подвергается разносу за шаблонный сценарий, у его защитников всегда находится дежурное оправдание: «Да это же бродячий сюжет!».
И действительно, поскольку бродячие сюжеты, если верить Литературной энциклопедии, - это «устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую…», то какие-либо упреки в сюжетных повторах кажутся лишенными почвы, а профессия сценариста выглядит райской синекурой. Чего проще: вызубри десяток типовых схем и шпарь по ним, как по-накатанному!
Некоторые теледраматурги, кстати, так и работают - однако… мы процитировали определение бродячего сюжета не полностью. Далее в нем следует: «…и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования». То есть суть не в том, что, например, «Девчата» повторяют «Опасные связи» Шодерло де Лакло, а в том, что делают это так талантливо и оригинально, что фактический первоисточник (формальный - одноименная повесть Бориса Бедного) в статьях о фильме Юрия Чулюкина не упоминается вовсе.
Хорошие примеры подобных изменивших свой художественный облик бродячих сюжетов ждут нас среди новинок этой недели. Насколько хорошие? Да по-разному - влить побольше нового вина в старые меха старались все, но не у всех - увы! - вина на это хватало.
Из конкурсной программы «Кинотавра» до нас наконец-то добрела (судя по скорости, кинокопию из Сочи в Мурманск тащили именно что пешком) музыкальная драма Кирилла Плетнева «Жги!». У главной героини чудесный голос, мечта стать певицей. В жизни она надзирательница в женской колонии. Что может быть более далекое от профессиональных занятий вокалом?
Но все меняется после того, как героиня сталкивается с новой заключенной, в прошлом певицей… «Спасибо, крестная!» - старая добрая «Золушка» предстает перед нами во всей своей красе. Золушку-ФСИНовцу играет Инга Оболдина, в чьей кинокарьере служительницы закона были уже не раз (то есть для нее это еще и шанс иронически обыграть прежних героинь), крестную-заключенную - Виктория Исакова. Также в фильме снимались Владимир Ильин, Татьяна Догилева и Ольга Бузова в роли самой себя. Вообще, актерский ансамбль - главный козырь «Жги!»: Инга Оболдина была награждена на «Кинотавре» призом за лучшую женскую роль, Исакову начиная с 2014-го каждый год выдвигают на «Золотого орла» за лучшие женские роли, профессиональная репутация Ильина и Догилевой всем известна, ну а Бузова - ну кто же лучше ее сыграет Ольгу Бузову!
С преображением «Золушки» мы познакомились, а вот как преобразился «Крепкий орешек» (или «Один дома»?): «Матерые преступники, пытаясь по наводке обчистить полицейский склад, оказываются заперты в ловушке с разъяренным сторожевым псом…». Картина так и называется - «Цепной пес», в ролях - Эдриан Броди, Антонио Бандерас, Джон Малкович, а также Рори Калкин (младший брат того самого Мэколи Калкина). Как и в «Жги!», актерский ансамбль в «Цепном псе» - самое лучшее, но в отличие от нашей картины на этом все явные достоинства «…Пса» и заканчиваются.
Режиссер и сценарист картины Пол Солет снимает фильмы уже давно, все - малобюджетные хорроры, все - одинаково неудачны, хотя некоторым критикам оригинальность его идей и нравится. Теперь он где-то наскреб денег на звезд (судя по стране производства - в Болгарии) и решил сменить жанр на триллер, хотя фактурно пес - вылитая собака-зомби из «Обители зла». Как думаете, помогло ли все это ему снять наконец хороший фильм?
Что касается ленты «Счастливого дня смерти», то это уже другой коленкор: идею «повторяющегося времени» для кино можно считать традиционной. Развил традицию создатель франшизы «Паранормальное явление» Кристофер Лэндон, и выглядит это развитие вполне свежо: студентку на университетской вечеринке убивает незнакомец, но на следующий день она просыпается вполне живой - за день до убийства, и так далее. Бюджет «Счастливого дня смерти» раз в десять меньше, чем у среднестатистического голливудского проекта, так что в нем нет ни особых визуальных изысков, ни знаменитых актеров. Однако критикам творение Лэндона в целом пришлось по душе.
Параллельный рассказ о писателе и о его книге - такое в кино тоже встречалось не раз, и на этот раз объектом внимания кинематографистов стал Джером Сэлинджер и его Холден Колфилд. «За пропастью во ржи» - фильм о создании самого знаменитого американского романа XX века - видимо, первоначально намечалось продвигать на «Оскары», и по формату он этого вполне заслуживает… Но все карты спутал Харви Вайнштейн и связанный с ним скандал, затронувший главную звезду «За пропастью во ржи» - Кевина Спейси. Однако нет худа без добра, и у ленты внезапно появился еще один плюс - это, вероятно, будет последняя роль Спейси в кино.
Было бы очень странно, если бы такой обзор обошелся без сиквела. И он-таки есть - комедия «Очень плохие мамочки-2». Про первую ленту говорили, что она насквозь шаблонная, что не помешало ей стать хитом американского проката, вторая в этом от нее не отличается (к «мамочкам» Миле Кунис, Кристин Белл и Кэтрин Хан на Рождество приезжают «их мамочки» Сьюзен Сарандон и Кристин Барански, устраивающие переполох с рейтингом «R/18+»), зато у сиквела есть важная особенность: к производителям добавился Китай. Видимо, первая часть сделала в Поднебесной такие сборы, что китайцы решили вложиться в полноценную франшизу. А поскольку и у второй части кассовые дела оказались неплохи, где-то через год мы можем ждать триквел. Думаю, в нем «очень плохие мамочки» отправятся в заграничное путешествие - и скорее всего, это будет отнюдь не Канада и не Мексика.
Опубликовано: Мурманский вестник от 07.12.2017