Новая сказка про русалку

Собирание и изучение сказок и мифов народов мира давно уже превратилось в целую науку. Учёные многих стран не одно десятилетие бьются над тем, что является истоком устного народного творчества и почему в сказках и легендах разных народов так много общего? Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг считал, что сказки и мифы являют собой структуру психологии бессознательного целых народов.

Воплощение мудрости

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд и его последователи рассматривали сказки как проявление сексуальных комплексов.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, находившийся под большим влиянием теорий Фрейда, утверждал, что в волшебных сказках описывается опыт некоей инициации, то есть обряда посвящения юношей в разряд взрослых мужчин.

Есть мнение, что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла, поэтому в каждой сказке обязательно содержится серьёзный нравственный урок. Как говаривал поэт, «сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок...»

Гипотез о происхождении мифов и сказок множество, и все их объединяет убеждённость в том, что сказка является волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, а её сюжет целиком вынесен за пределы реальной жизни. Но, может быть, всё как раз наоборот? А что, если сказка (особенно волшебная сказка) является точным описанием произошедших когда-то событий? Только это описание либо слегка закодировано, либо в нём используются иные, не современные нам термины и понятия...

Попробуем разобраться.

Замужняя русалка

Наиболее часто попадаются истории о встречах с морскими девами, или русалками. Современный человек давно приучен не верить этим сказкам, но рассказы о человекообразных существах, обитающих в различных водоёмах, слишком распространены, чтобы безоговорочно от них отвернуться.

Упоминания о водных девах есть в шумерских легендах. Их описывали древние греки, викинги и индейцы майя. Знаменитые путешественники Христофор Колумб и Фернан Магеллан также рассказывали, что во время своих плаваний видели резвящихся в море русалок.

В Голландии в 1403 году после ужасной бури, уничтожившей Вест-Фрисландскую плотину, на лугу нашли морскую женщину, запутавшуюся в водорослях.Её привезли в Харлем, одели, научили вязать чулки и кланяться перед распятием. Она употребляла человеческую пищу, но говорить так и не научилась. Среди людей русалка прожила - по разным свидетельствам - то ли пять, то ли пятнадцать лет.

В Средней Азии, неподалёку от турецкого города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель, посередине которого из воды торчит скала. Как утверждает старинное предание, в солнечные дни на камень выходят из воды красавицы су-кызлары - наполовину девы, наполовину рыбы. Они нежатся на солнце и расчёсывают свои золотые косы. Парни целыми днями стерегут красавиц у озера, но едва русалки завидят человека, как бросаются в воду и долго не появляются.

Зато ежегодник английского приморского городка Абердин за 1658 год («Абердин Альманах») приглашал желающих посетить город, обещая, что они «непременно увидят прелестную компанию русалок, этих очаровательных созданий».

В материалах Русского географического общества, опубликованных в середине XIX века, также можно обнаружить множество свидетельств о русалках.

Складывается впечатление, что в стародавние времена встречи с русалками и всякими другими человекоподобными существами, населявшими моря и океаны, реки и озера, были достаточно частым явлением.Более того, русалки даже выходили замуж за обычных сухопутных людей.

В Калужской губернии на русалке женился пастух, сообщало «Этнографическое обозрение» в 1914 году.

Российский этнограф Д.К. Зелинин писал в 1916 году: «В деревне Мальцево Вязницкого уезда мне рассказывали о двух случаях, когда на русалках женились деревенские парни...»

Память о подобных браках имеется и в других странах. В Ирландии есть некий род Machaire, ведущий, по преданию, своё происхождение от русалки, а на Ирландском побережье есть деревня, все жители которой считают себя потомками такого брака.

Потомки человека и русалки есть и в Канаде, в одном из индейских племён. Там на протяжении нескольких поколений хранится память о вожде, который поймал русалку в реке, привёл в свой вигвам и сделал женой.

Поэтому, возможно, в основании сюжета знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена,в которой маленькая русалочка полюбила юного принца, лежит какая-то вполне реальная история. Благодаря этой сказке истории о русалках у многих людей вызывают вовсе не страх и тревогу перед чем-то загадочным и таинственным, а некое романтическое волнение, надежду на встречу с неизведанным и прекрасным. И если андерсеновский принц не понял, какой дар небес достался ему в руки, то современный человек к русалочьей любви отнёсся бы с большим трепетом. Вот только русалок что-то давно уже никто не встречал...

Русала не видели?

Впрочем, в наше время рыбаки не единожды вылавливали рыб, пронзённых самодельными гарпунами, сделанными из хвостового шипа ската. Они поднимали сети и доставали оттуда только что убитую рыбу с гарпунами в боках. Поскольку такие находки делались, как правило, в открытом море, то вполне уместно предположить, что это охотились мужчины-русалы. Однажды рыбакам, промышлявшим в Балтийском море, в сети попалось и человекоподобное существо с руками и рыбьим хвостом вместо ног. Но, порвав сети, оно скрылось в морской глубине.

А совсем недавно у берегов Южной Африки была выловлена белая акула, пронзённая гарпуном из жала ската. В её пасти нашли останки, очень похожие на человеческие. Рыбаков поразило то, что вместо ног у погибшего был... рыбий хвост. По всей видимости, этот

русал вступил в неравный бой с акулой и погиб, смертельно ранив её саму. Охотился ли он или защищал свою семью от кровожадной хищницы, нам не известно. Но именно рана, которую русал нанёс акуле, и дала рыбакам-людям шанс выловить опасную хищницу. Эта находка послужила основой для документального фильма «Русалки. Обнаружено тело», который сняли режиссёры Сид Беннет и Стивен Гомез в 2012 году. Фильм стал сенсацией. Только в США его посмотрело более 30 миллионов человек.

Тело русала, обнаруженное в чреве акулы, позволило учёным изучить строение водного человека. У него была крупная голова, свидетельствующая, по-видимому, о хорошо развитом мозге, глазницы располагались в передней её части, из чего можно сделать вывод, что русал обладал бинокулярным зрением, как и человек. Но в отличие от земных людей в передней части черепа русала находилась лобная линза, то есть особые жировые ткани, которые отвечают за эхолокацию, как у китов и дельфинов.

Ещё одна характерная черта морского человека - увеличенная селезёнка. Именно в ней содержится кислород, необходимый для длительных погружений в воду.

Хвостовой плавник действительно походил на плавник морского животного или рыбы, но когда учёные разрезали ткани и добрались до скелета русала, то выяснилось, что это вовсе не костный хребет, как у рыб. Это были... две сросшиеся вполне человеческие ноги.

Бывает, что человеческий детёныш тоже рождается со сросшимися ногами, которые визуально напоминают рыбий хвост. Эта патология у врачей получила название «синдром русалки», или «сиреномелия» (лат. sirenomelia). У таких детей функционирует всего одна почка и совершенно отсутствуют гениталии. Смерть, как правило, наступает довольно быстро из-за поражения внутренних органов. Согласно статистике, сиреномелия возникает довольно часто: у одного из ста тысяч новорождённых. Такая странная предрасположенность говорит о том, что земные и водные люди могут иметь некое общее начало.

Ещё важно отметить, что в славянской мифологии русалки не имели хвоста, и от обычных земных женщин отличались только тем, что жили в реке. По народным поверьям в лунную ночь русалки выходили на сушу, качались на ветвях деревьев, водили весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Крестьяне считали, что там, где они бегают и резвятся, и трава растёт гуще и зеленее, и хлеб лучше родится.

Откуда они пошли

Так кто же такие русалки и откуда они произошли? Исходя из собранных фактов, авторы хотят высказать одну гипотезу.

Некоторое время назад Захария Ситчин, известный писатель и популяризатор теории о палеоконтактах с пришельцами, выдвинул гипотезу об инопланетном происхождении человека. По свидетельству шумерских текстов, приблизительно 450 тысяч лет назад на Землю в поисках золота прибыли астронавты с планеты Мардук. Золото нужно было не для роскоши - потребность в нём вызывалась задачей обеспечить сохранение атмосферы на их планете. Первоначально предполагалось извлекать золото из морской воды, но этот метод не дал желаемого результата. Существовал альтернативный вариант: добывать руду в глубоких шахтах на юго-востоке Африки и затем доставлять её в Шумер для очистки и выплавки металла. Но эта работа была достаточно трудоёмкой, и в конце концов астронавты стали жаловаться на тяготы и высказывать недовольство. Разве это их дело - добывать руду в тёмных пыльных и жарких копях?

Решение проблемы предложил один из руководителей экспедиции, которого звали Эа. Он сказал, что на просторах Юго-Восточной Африки живёт существо, которое можно обучить несложной работе рудокопа. Речь шла о человеке-обезьяне, который к тому времени уже появился на Земле, но ещё не достиг уровня развития обитателей планеты Мардук.

Создать работника поручили руководителю медицинской службы Нинхурсаг. Она взяла яйцеклетку у самки человека-обезьяны и оплодотворила её спермой молодого астронавта. Затем оплодотворённая яйцеклетка была имплантирована в матку одной из женщин-астронавтов. В конечном итоге была создана совершенная модель работника, в котором был запечатлён образ пришельцев с планеты Мардук. По мнению Захарии Ситчина, так появился первый человек на Земле.

Но, по всей видимости, Захария Ситчин ошибается с периодом. Работы по извлечению золота из морской воды тоже были достаточно трудоёмкими, и астронавтам, возможно, уже тогда потребовались работники. Именно тогда с использованием знаний в генной инженерии и был создан первый на Земле ребёнок из пробирки. Вместо ног у него был рыбий хвост, что давало возможность уверенно плавать в воде. Но при этом инопланетные инженеры-медики сохранили водному человеку руки, чтобы он мог выполнять работы под водой.

Таким образом, можно сказать, что и в нас, и в русалках есть гены астронавтов с планеты Мардук. Мы - одна раса.

С течением времени, когда работы по извлечению золота из морской воды были отринуты, потребность в работницах-русалках отпала, и они были в буквальном смысле предоставлены сами себе. Несмотря на крупный мозг и способность трудиться, культура русалок не достигла высокого развития. Использованию огня, а значит, получению металлов и керамики, мешала водная среда обитания. Отсутствие в морях растений с волокнами, пригодными для прядения, помешало русалкам изобрести ткачество и одежду. Зато, по некоторым сведениям, они разводили и выращивали съедобных моллюсков и морские растения. К сожалению, найти остатки их подводных «огородов» сейчас уже не представляется возможным. Береговая линия со временем сильно изменилась, и мы просто не знаем, где искать следы поселений древних морских людей.

Тем не менее о разумной деятельности русалок свидетельствуют... дельфины.

На Земле ещё есть места, где дикие дельфины охотятся вместе с рыбаками-людьми и помогают им ловить рыбу. В бразильском городке Лагуна рыбаки заходят на мелководье и зовут диких дельфинов, и те отвечают на зов. Группа дельфинов подгоняет косяки рыбы к берегу. В нужный момент один из них переворачивается, что служит для рыбаков знаком забрасывать сети в воду. Дельфины не паникуют, они знают, что люди их выпустят, честно поделившись с ними уловом. Местные рыбаки утверждают, что такой охоте дельфинов обучили морские люди.

Почему они не идут на контакт

Но почему же водные люди не идут на более тесный контакт с людьми сухопутными?

Проблема, по всей видимости, в нас. Увидев русалку, люди тут же старались поймать её. Или убить. Чаще - убить, без особых раздумий. Потому что инстинкт «убить» у человека западной культуры включается мгновенно, от одного вида непонятного существа.

Как-то неподалёку от английского городка Экстер рыбаки вытащили на берег сеть с уловом. В ней запуталась какая-то морская тварь, которая тщетно пыталась вырваться на свободу. Чтобы наказать её за строптивость, рыбаки принялись избивать её палками. Они рассказывали потом, что «тварь эта, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у неё оказались тоже, как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут...». Но главное, у неё был «хвост, как у лосося».

В 1619 году два советника датского короля Христиана IV, плывя из Норвегии в Швецию, заметили с борта человекоподобное существо, плывшее тем же курсом. Моряки бросили ему большой ломоть бекона, в котором был спрятан крючок на прочном шпагате. Попавшись на эту приманку, морской человек был втащен на палубу. Но он так громко кричал и в крике его было что-то столь угрожающее, что пугливые моряки сочли за благо бросить его обратно в море.

Ещё кто-то из рыбаков рассказывал, что однажды ударил веслом по руке запутавшейся в сетях русалки, и на весле осталась капля красной, как у человека, крови.

В журнале Scotts Мagazin за 1739 год рассказывалось о моряках английского корабля «Галифакс», которые на побережье Маврикия выловили нескольких русалок, зажарили и съели их. Мясо русалок понравилось им и напоминало телятину.

Первые путешественники-европейцы и миссионеры в Центральной Африке в своих отчётах отмечали, что туземцы отлавливали в озёрах и реках русалок и ели их.

Опыт подобных встреч, видимо, научил русалок, что ничего хорошего от людей ждать нельзя. Естественно, они всеми силами стали избегать нас. Наверное, поэтому в прошлом русалок видели куда чаще, чем сегодня.

В одном из многочисленных исследований, посвящённых русалкам, промелькнуло сообщение, что в древности между людьми водными и сухопутными даже случались войны. Не о такой ли войне Гомер сочинил ироничную поэму о войне мышей и лягушек «Батрахомиомахию»? В ней рассказывается, как один мышонок, ускользнув от когтей кошки, утолял жажду у пруда. Царь лягушек пригласил его полюбоваться на свой дворец. Мышонок сел на спину царя лягушек и поплыл в гости. Вдруг из воды поднялась гидра, царь лягушек так перепугался, что, забыв о мышонке, сидящем у него на спине, нырнул в воду. Мышонок долго боролся со смертью, но в конце концов утонул.

Мыши спешат отомстить лягушкам. Начинается битва. Лягушки и мыши сражаются с отменным мужеством, и мало кто уцелел из обоих войск. Но Зевс вступился за лягушек, послав им на помощь раков. Мыши не смогли устоять перед таким воинством и под вечер бежали с поля битвы, проиграв войну.

В славянской традиции отношение к русалкам более тёплое. Когда в Русалью неделю, следующую за Троицей, водные девы выходят на сушу, водят хороводы по полям и лугам, то сердобольные русские женщины, жалея несчастных русалок, развешивают для них на деревьях одежду, полотенца, нитки, а девушки - нарядные венки. И русалки всегда отвечают добром на добро. Если прикроешь голенького русалёнка своей одеждой, мать-русалка наградит тебя, по желанию, здоровьем, или деньгами, или даром целителя и искусного знахаря.

Встречи всё реже

Тем не менее встречи людей с русалками в последнее время происходят всё реже и реже. Возможно, их просто осталось очень мало. Трудно сказать, что тому виной - враждебность людей, или засорение морей и внутренних вод, или что-то ещё. К счастью, если судить по некоторым сообщениям последних лет, какая-то часть этих существ ещё уцелела, продолжая жить где-то в своей стихии, как и тысячи лет назад. Но при этом, с тех пор как род людской расплодился по миру, они научились таиться от нас, как научились этому звери, птицы и прочая дикая тварь.

Но мы не должны забывать, что где-то в глубине вод живёт ещё одна ветвь человеческой ­расы.

«Аргументы Недели»

 
По теме
Состоялось очередное заседание межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Кольского района под председательством главы района Александра Лихолата.
Вытяжной шкаф - КНЦ РАН Знакомство с масс-спектрометром «EXPEC PlaAr MS», появившимся в 2023 году в Институте проблем промышленной экологии Севера, выросло в мини-лекцию о важности современной научной инфраструктуры.
КНЦ РАН
Состоялось очередное заседание межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Кольского района под председательством главы района Александра Лихолата.
Кольский район
Следствие доказало вину убийцы семьи в Полярных Зорях через 22 года - Мурманский вестник Фото СУ СК России по Мурманской области 65-летний житель Мурманской области обвиняется в убийстве двух и более лиц, совершенном из корыстных побуждений, чтобы скрыть другое преступление.
Мурманский вестник
Спасение от огня: учения #МЧСМурманск в деле! - ГУ МЧС Мурманской области Сегодня служба пожаротушения #МЧСМурманск провела тренировочное пожарно-тактического учение по тушению условного пожара в здании Северного колледжа физической культуры и спорта с личным составом Апатитского пожарно-спаса
ГУ МЧС Мурманской области
Медики рассказали о путях преодоления антибиотикорезистентности после пандемии коронавируса в Мурманске - Правительство Мурманской области В Мурманске состоялась образовательная конференция «II Северо-западная конференция по антимикробной терапии и клинической микробиологии».
Правительство Мурманской области
В Мурманской области открыт первый кабинет для пациентов с критической ишемией нижних конечностей - Мурманский вестник Фото предоставлено МОКМЦ. В стационаре на улице Володарского,18 Мурманского областного клинического многопрофильного центра (МОКМЦ) открылся кабинет для приема пациентов с критической ишемией нижних конечностей.
Мурманский вестник
Время играть в классику - Мончегорская ЦБС 27 марта  в  Экологической библиотеке, в рамках Недели детской и юношеской книги,
Мончегорская ЦБС
СЕВЕРОМОРСКИЕ НАИГРЫШИ-2024 - Управление культуры, спорта, молодежной политики и международных связей 27 марта в Большом зале ДМШ им. Э.С. Пастернак прошел городской конкурс сольных и ансамблевых исполнителей на народных инструментах «СЕВЕРОМОРСКИЕ НАИГРЫШИ».
Управление культуры, спорта, молодежной политики и международных связей