На основании обращения работника, поступившего в Государственную инспекцию труда в Мурманской области, по вопросу нарушения трудовых прав была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении Открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство».
Частью 2 статьи 22 Трудового кодекса установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно пункту условиям Коллективного договора Открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» (с изменениями и дополнениями) на период с 01.06.2017 года по 31.05.2020 года, максимальная продолжительность работы членов экипажей между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 150+30 календарных дней непрерывной работы на судне. Предприятие принимает меры для обеспечения смены экипажей транспортных, пассажирских судов и ледокола не позднее, чем по истечении 120+30 календарных дней.
В случае, если экипаж отработал на судне непрерывно более 6 месяцев, Предприятие должно обеспечить смену по требованию экипажа в первом удобном для смены экипажа порту захода.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 329 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.
Пунктом 10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказа Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 г. № 268 установлено, что максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
В случаях затруднения со сменой членов экипажа судна в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, отсутствием транспортной доступности, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных членов экипажа) с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства членов экипажей судов морского и смешанного (река-море) плавания, а при его отсутствии - с иным представительным органом членов экипажей, может быть увеличена до 180 календарных дней.
В силу требований статьи 58 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае:
- истечения за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс ;
- заболевания или травмы, требующих лечения вне судна ;
- невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;
- истечения определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа судна на борту судна .
Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.
Таким образом, по результатам проверки установлено, работодателем ОАО «Мурманское морское пароходство» были нарушены условия Коллективного договора Открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство», пункты 1 индивидуальных соглашений по оплате труда при направлении на судно, заключенных с работниками судна т/х «Поморье» (срок непрерывной работы на судне указанных работников превысил максимально допустимое время непрерывной работы), что является нарушением требований ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, части 1, 2 статьи 58 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ.
По результатам проверки Обществу выдано обязательное для исполнения предписание обеспечить смену по требованию экипажа, репатриацию работников т/х «Поморье» в порт, в котором работники были приняты на работу на судно или который указан в коллективном договоре.
В настоящее время должностным лицом территориального органа Роструда рассматривается вопрос о привлечении работодателя Открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.