Как адаптировать маленького мурманчанина к школе?

Как справиться с разочарованием в любимом человеке? Как найти подход к своему ребенку? Как научиться справляться со своими эмоциями? Как повысить самооценку?..

Каждому из нас в жизни приходится сталкиваться с множеством вопросов. На какие-то ответ находится тут же, с другими мы обращаемся к профессионалу.

В рубрике "Вечерки" "Вопрос психологу" сегодня мы обсуждаем проблему адаптации детей к школе. Наш собеседник - психолог Мурманского центра социальной помощи семье и детям Евгения Коптева.

Школьные годы для каждого из нас прошли по-разному. Кто-то с радостью вставал утром и бежал на занятия, кто-то очень не любил жертвовать сном. Одни впитывали знания как губка, другие учили уроки из-под палки. Но поход в первый класс и самое начало учебы - одинаково серьезный момент в жизни каждого ребенка. Некоторым детям очень тяжело адаптироваться к новой жизни, в которой отныне все подчинено школьному расписанию.

Новый учебный год уже начался, первые недели уроков позади. Однако часть детей никак не может привыкнуть к изменившейся ситуации. Как, не отрывая ребенка от учебы, помочь ему освоиться в коллективе, убедить, что дисциплина - неотъемлемая часть занятий?

 

- Школа с первых дней ставит перед первоклассником множество новых задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических возможностей, - говорит Евгения Коптева. - Во-первых, ребенку сложно высидеть урок в одной и той же позе, не отвлекаться и следить за мыслью учителя. Во-вторых, нужно все время делать не то, что хочется, а то, что от тебя требуют. В-третьих, приходится сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. При этом первокласснику еще нужно усвоить новые правила поведения со взрослыми.  Все эти изменения являются мощным стресс-фактором для ребенка. Кроме того, в последние годы заметно увеличилось количество детей с поведенческими расстройствами: гиперактивностью, тревожностью, агрессией и так далее. Или, например, ваш кроха еще слишком мал и не готов грызть гранит науки.

Очень важно, перед тем как отправить своего малыша в первый класс, провести тестирование ребенка у школьного психолога, для того чтобы убедиться: он физически и психологически готов к школе. Пусть специалист оценит его возможности адаптации к учебному процессу.

- Как  долго    первоклассник осваивается в школе? От чего это зависит?

- Первые 2-3 месяца обучения в школе являются самыми сложными для ребенка. Он привыкает к новому образу жизни,  правилам школы, режиму дня, своему новому статусу.

Ситуация новизны является стрессовой для любого человека, а для ребенка - тем более.  По статистике, половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для остальных времени нужно больше. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от степени его готовности к школе, состояния здоровья, уровня физиологического развития.

Адаптация к школе - это многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация - это приспособление детского организма к новым нагрузкам  - и социально-психологическая - это привыкание к учителю, его требованиям, выстраивание взаимоотношений с одноклассниками. Первый учебный год - самый трудный для школьника.  Родителям следует в это время как никогда внимательно, но ненавязчиво следить за всеми сферами жизни ребенка.

Не бойтесь перехвалить своего малыша! Малейший успех школьника сопровождайте бурной радостью, самое малозначительное (с вашей точки зрения) мероприятие, связанное с учебой, превращайте в общесемейный праздник. Договоритесь с бабушками-дедушками и прочими родственниками о том, чтобы они почаще и искренне интересовались успехами ребенка в школе: для первоклассника очень важны и радость мамы, и одобрение отца, и ласковое слово бабушки. Разрешайте ребенку приводить домой одноклассников и играть с ними, устраивайте детские праздники, принимайте участие в школьных мероприятиях и экскурсиях. И тогда у вашего ребенка адаптация к школе пройдет легко и безболезненно.

- Могут ли проблемы адаптации привести к болезни?

- Все индивидуально. -  Если ребенок ослаблен, а в последнее время таких детей достаточно много, то процесс адаптации к школьной жизни может пошатнуть его эмоциональное и физическое здоровье. Например, ваш малыш вдруг станет капризным и шумным или, наоборот, робким и скованным, возможны даже нарушения сна и аппетита, обострение хронических заболеваний. В этом случае можно предположить наличие у ребенка школьной дезадаптации. Обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

- Стоит ли отдавать первоклассника в кружок или секцию, так как занятия в школе тоже являются серьезной нагрузкой?

- Не стоит сразу же после начала обучения в первом классе куда-то отдавать ребенка. Пусть сначала привыкнет к школьной нагрузке. Исключением являются только те секции и кружки, в которых он занимался до поступления в школу. Лучшее время для выбора кружка - это второе полугодие или второй класс.

- Насколько важен для первоклассника режим дня? Сколько времени ребенку необходимо гулять?

- Для первоклассника очень важно соблюдать разумный режим труда и отдыха. Полезно, если у ребенка есть свой распорядок дня, который помогает быть организованным и все успевать. Если говорить об отдыхе, то для первоклассника очень важен полноценный ночной сон, по желанию ребенка - дневной сон, сбалансированное питание, посильная физическая нагрузка, прогулка на свежем воздухе не менее одного часа, спокойная обстановка дома.

- Ребенок берет с собой в школу любимую игрушку. Хорошо это или плохо?

- Первоклассники часто так делают, причем как девочки, так и мальчики. Родителям на это стоит реагировать спокойно, ведь игрушка, взятая в школу из дома, это помощник в адаптации к новым условиям. Ребенок как бы приносит с собой часть своего дома, семьи, привычной комфортной обстановки. С любимой игрушкой в кармане он чувствует себя более защищенным, сильным, смелым.

Самая неправильная реакция - запрещать, подсмеиваться, стыдить: "Ну вот, ты уже школьница, а до сих пор в куколки играешь!". Скорее всего, в такой ситуации ребенок все равно будет продолжать носить с собой в рюкзаке игрушки, но только втайне от вас. А неприятный осадок в детской душе останется, доверие к маме будет утрачено, и родительский авторитет пошатнется.

Привычка носить игрушки в школу, как правило, исчезает к концу первого учебного года. Но если ребенок, уже будучи школьником со стажем, продолжает носить в портфеле медвежат и зайчиков, стоит задуматься. Это симптом дискомфорта, который испытывает ваш ребенок в школьном коллективе. Возможно, у него проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Обязательно поговорите об этом с учителем или со школьным психологом.

- Как быть, если ребенок наотрез отказывается идти в школу или делать уроки?

- Такое поведение ребенка возможно в трех случаях. Во-первых, это может быть протестом. Первокласснику трудно понять, зачем он пришел в школу. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителя, ему непонятна сама задача обучения. Он читает, решает примеры, аккуратно пишет буквы не потому, что это нужно для его развития, просто он знает, что его за это похвалят. А если ему не хочется, чтобы его хвалили, если ему хочется играть со своей любимой куклой или катать машинки? Тогда и начинается протест. Обычно он выражается в нежелании идти в школу, в придирках к одежде, слезах без повода.

Детям подчас трудно объяснить свои переживания, поэтому они и закатывают истерики по поводу одежды, в которой они не пойдут в школу, или что каша на завтрак невкусная. Как вести себя родителям в этой ситуации? Самое главное - сохранять спокойствие. Постарайтесь найти правильные слова, для того чтобы помочь вашему драгоценному чаду осознать необходимость развития и обучения. Исключите разговоры об институте, успешной карьере и престижной работе. Для первоклассника это так же далеко и непонятно, как космос. Лучше попробуйте превратить процесс обучения в увлекательное приключение, обойтись простыми примерами и мотивами. Например: "Это так здорово - много знать! Мы летом поедем отдыхать в Турцию, а ты научишься писать название этой страны и даже сможешь показать ее на карте".

Вторая причина - это отсутствие эмоционального контакта с педагогом или классным коллективом. Обратите внимание на отношения ребенка с одноклассниками. Очень важно, чтобы он с кем-то подружился. Также будьте внимательны к его отзывам об уроках и учителях. Если ученику некомфортно в школе, нужно обязательно разобраться в этой проблеме, пока она не достигла огромных масштабов. В этом случае за помощью можно обратиться к классному руководителю или школьному психологу.

Третья причина - неудачный выбор учебного заведения. Родителям нужно внимательно и терпеливо относиться к интеллектуальным особенностям ребенка. Не стоит "гуманитария" устраивать в школу с математическим уклоном или записывать малыша в школу с программой повышенной сложности, если он объективно обладает среднестатистическими способностями. Чаще всего это вызывает сильный стресс и дезадаптацию у первоклассника. Если уж так получилось, что программа не по зубам  - поменяйте учебное заведение. Сейчас перевод в другую школу - дело не слишком сложное.

Беседовала Екатерина БОГДАНОВА.

«Вечерний Мурманск».

 
По теме
Выставки Областной художественный музей (ул. Коминтерна, д. 13) 3 апреля начнет работу выставка «Н.
27 марта 2024  года на территории МБДОУ ЗАТО г. Североморск  д\с № 11 состоялось открытие зимней Спартакиаду «Юные олимпийцы» среди воспитанников детских садов  ЗАТО г. Североморск.
КРАСОЧНЫЙ МИР - Управление культуры, спорта, молодежной политики и международных связей
Профильная смена - Управление культуры, спорта, молодежной политики и международных связей
Сегодня библиотекари Центральной городской библиотеки имени А. М. Каутского провели для воспитанников городского оздоровительного лагеря профилактическую игру «Апельсин вкуснее!» в преддверии Всемирного дня здоровья.
В гостях у кинологов УФСИН побывали мурманские гимназисты - УФСИН Весенние каникулы ученикам 7 класса гимназии №5 запомнятся увлекательной экскурсией в кинологический городок мурманской исправительной колонии №17, где они смогли увидеть работу профессиональных кинологов и служебных собак.
УФСИН
Фото - группа ВК Добровольчество Мурманской области - КНЦ РАН В середине марта состоялась приуроченная к столетнему юбилею поселка Баренцбург научно-практическая конференция «Культурно-историческое наследие Арктики.
КНЦ РАН
Сошли вагоны из-за слишком широких рельс: суд рассмотрит уголовное дело в Мурманске - Сетевое издание Новости Мурманской области Мурманская транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении генерального директора «Строительно-сервисной компании».
Сетевое издание Новости Мурманской области
В Мурманской области открыт первый кабинет для пациентов с критической ишемией нижних конечностей - Мурманский вестник Фото предоставлено МОКМЦ. В стационаре на улице Володарского,18 Мурманского областного клинического многопрофильного центра (МОКМЦ) открылся кабинет для приема пациентов с критической ишемией нижних конечностей.
Мурманский вестник
Помочь эффективно и быстро - Мурманский вестник Фото: Лев Федосеев Записываемся к врачу в режиме онлайн, отправляемся на прием без поиска медкарты, назначено обследование - смс напомнит о дате и времени, пора проходить диспансеризацию - об этом сообщит электронный помощник.
Мурманский вестник