На прошлой неделе депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Мурманской областной думе Александр Макаревич принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. 6 апреля члены комитета рассматривали законопроект о внесении изменений в статью 34 федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которыми предлагалось оплачивать проезд северных пенсионеров к месту отдыха и обратно в пределах территории РФ любым видом транспорта (кроме такси), в том числе личным, а также стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов. Инициатор законопроекта Мурманская областная дума внесла его в Госдуму еще в марте 2008 года (!). Лишь спустя девять лет у "старших товарищей" наконец-то дошли до него руки.
Представлял законодательную инициативу регионального заксобрания Александр Макаревич. Выступая перед членами комитета, мурманский парламентарий отметил, что почти все северные регионы неоднократно выходили с подобными инициативами, которые годами не рассматривались Госдумой, так как правительство РФ, как "под копирку", выдавало на них отрицательные заключения. При этом правительственными чиновниками приводились два основных аргумента. Первый на реализацию законопроектов потребуются дополнительные средства из федерального бюджета. Второй аргумент льгота по оплате проезда для пенсионеров связана не с любой желаемой поездкой, а лишь в места организованного отдыха (по путевке, курсовке).
Александр Макаревич пояснил, что второй аргумент представляет из себя слова, вырванные из контекста определения Конституционного суда № 38-О от 2 февраля 2006 года по запросу думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно. Этими пунктами, в нарушение закона, ранее допускалось компенсировать расходы пенсионеров на проезд только в организованные места отдыха (Дома отдыха, санатории и т. д.). Конституционный суд признал данные пункты противоречащими законодательству и Конституции РФ, указав в своем определении, что решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки отдых, а не форма его организации. Далее КС указал, что северные пенсионеры свободны в выборе вида и места своего отдыха.
Далее Александр Макаревич привел еще один довод в пользу принятия законопроекта Мурманской облдумы, подчеркнув, что Пенсионный фонд и сам заинтересован на скорейшем урегулировании данного вопроса, так как судебная практика складывается не в пользу ПФР. Тем более что, по данным ПФР, пенсионеры, выезжающие к месту отдыха за пределы РФ, реализуют свое право на получение компенсации в судебном порядке. Так, в 2016 году из 8584 судебных решений, принятых по данной категории дел, в пользу пенсионеров вынесено 8508 (99,1%) на общую сумму около 95 миллионов рублей.
В заключение своего выступления Александр Макаревич призвал депутатов Госдумы воспользоваться своими полномочиями федерального законодателя и проявить политическую волю в принятии решения по данному вопросу. Также он заявил, что нужно более критично относиться к заключениям правительства на законопроекты, которые не всегда компетентны и зачастую в них отсутствует глубокий анализ проблемы.
По итогам заседания комитета, несмотря на то, что некоторые депутаты Госдумы высказались в поддержку изменений закона и законопроекта Мурманской областной думы, было принято решение о его отклонении по формальным основаниям. Это означает, что пока законопроект лежал "под сукном", изменилась редакция 34-й статьи действующего закона в нем появилось новое понятие "страховые пенсии". Однако, учитывая актуальность проблемы, комитет решил создать рабочую группу, в которую войдут представители регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также предложил Мурманской областной думе выступить соавтором нового законопроекта.
Добавим, что продолжение разговора по данному вопросу и ряду других состоялось вчера на встрече министра труда и соцзащиты РФ Максима Топилина с членами комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, в которой Александр Макаревич также принял участие. Но об этом позже.
Фото с сайта Государственной Думы РФ.