Легли на грунт

    Вдовам «Курска» посвящен фильм Юсупа Разыкова    
Подпись иллюстрации: Фото с сайта www.kinopoisk.ru
В сюжете 2 фото

Лиинахамари, Титовка, Мурманск - узнаваемые пейзажи попали на большой экран. Правда, для рядового зрителя он пока ограничен рамками монитора: в широкий прокат лента Юсупа Разыкова «Стыд», вышедшая в июле прошлого года, так и не пошла, хотя собрала неплохой урожай наград на фестивалях. Однако кроме них фильм так нигде и не показали, и, по подсчетам режиссера, видели его максимум тысячи две с половиной человек. До этой недели, когда «Стыд» поместили в Интернете - на виртуальном фестивале «Дубль дв@», который проводит «Российская газета».

     

Лента была открыта для просмотра всего 48 часов. Ни на «YouTube», ни в магазинах видеопродукции ее не сыскать. Меж тем многим, наверное, было бы интересно познакомиться с картиной, посвященной нашей самой болезненной ране. Поплакать или поспорить. Режиссер и сам говорит - хотел бы организовать специальную премьеру для мурманчан. Может, показать фильм вне конкурса на «Северном характере»? Или области найти возможность и пригласить авторов на встречу со зрителями? Уверена, нас, северян, равнодушными картина не оставит.


Носить - до конца автономки

Мурманскому зрителю лента интересна не только узнаваемой натурой - снималась в основном в Лиинахамари. В ролях второго плана выступили - и очень удачно - актеры местных театров Виктор Смольков, Валерий Журавлев, Изольда Грамак и другие, музыку написали северяне Екатерина Ефремова и Петр Макаров... Но главное, тема - близкая каждому, кто живет в наших краях. Маленький гарнизон ждет возвращения субмарины. Ее все нет. Ее уже нет совсем, она давно легла на грунт. Весь поселок - вдовы.

«Курск», впрочем, в фильме ни разу не назван, картина вообще снята предельно тактично, вполголоса, авторам удается не съехать в пошлость и фальшь. Там и субмарина-то в кадре лишь игрушечная - макет, который лежит в аквариуме в квартире героини. Лежит на грунте.

- Меня всегда интересует драматическая ситуация - есть она или нет, можно ее обозначить в трех словах или нет. Гибель подводной лодки, все плачут, а одна женщина не плачет, но она тоже потрясена, - так в одном из интервью Юсуп Разыков в двух словах описал сценарий дебютантки, выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров Екатерины Мавроматис.

Кино очень «женское» - мужиков-то в картине, считай, всего два: комендант общаги (Виктор Смольков) да матрос со смешной фамилией Сердечкин (Роман Курцын), который по поручению ушедшего в автономку каплея Комлева ежедневно доставляет свежую розу его молодой жене. А потом - вдове. Велено ведь до конца автономки носить...

А она - петербурженка Лена (Мария Семенова), впервые оказавшаяся в дремучем гарнизоне, судорожно пытается понять, что ее забросило сюда и как здесь выжить.

Жизни «одной семьей» в местном женском сообществе она чуждается. Ну никак не тянет в женсовет, где председательствует решительная командирская жена Валентина (Хельга Филиппова).

Она выпадает даже внешне - пальтишко-то на ней не по сезону изящное, а вокруг практичные пуховики, превращающие девочек и старух в существа без возраста. В местную школу на работу ей не устроиться - там, как поясняет словоохотливая Зоя (Елена Коробейникова), на 10 классов всего 9 учеников. Гарнизон и сам давно «лег на грунт». Даже аптека полгода на замке. Только и разговоров, что базу вот-вот закроют.

Кажется, остались тут два корпуса малосемейки да одна лодка. На которой все мужчины. Не будет их - не будет жизни.


Лиинахамари пришлось подрихтовать

Склеить семейную жизнь героиня пытается в буквальном смысле - переклеивает обои. На смену казенному ковру («как у людей») лепит на стену невообразимые фотообои с пальмами. Но наутро они отваливаются, и все возвращается в исходную точку.

В кадре зябко - очень осязаемый фильм, точный в деталях. Чего стоят вязаные кофты Валентины или ее же вечный меховой берет! Кстати, под ним вместо ожидаемой «гульки» неожиданно обнаружится «тифозная» стрижка. Но это - когда в минуту отчаяния командирская жена скинет и его, и внешнее спокойствие, и наносную решительность.

В картине мало диалогов, вообще мало слов, вместо которых - выразительная операторская работа Юрия Михайлишина. Основа видеоряда - пейзажи за окном авто Елены, в котором она чувствует себя неуязвимой, «в домике».

Кинематографисты увидели самый суровый север, самый неласковый: черно-белый. Снега и черные уступы скал. К слову, такой аскезы режиссер вовсе не планировал, намечая осеннюю съемку, надеялся увидеть пленившие его багряно-золотые сопки.

Как только началась работа, выпал снег. Юсуп Разыков был в шоке, чуть не свернул процесс. Но остановился - раз природа вмешалась, надо к ней прислушаться и снимать правдивое кино.

Надо сказать, пейзажи Лиинахамари не требуют декораций. Тут хоть чернуху снимай. Пятиэтажки с выбитыми стеклами и пожарища. У киношников были другие планы, и натуру они слегка подрихтовали:

- Снимать там все, как есть, было невозможно. Мы ремонтировали подъезды, чтобы казались обжитыми. Нам не нужна была чернуха, нам важно было понять, почему страна не задохнулась от горя, когда происходили такие события, - рассказывал журналистам режиссер.


Соль и телевизор «Океан»

Несколько героинь - несколько вариантов выживания. Валентина - железная, на ней держится весь поселок. Поможет, подскажет, пожурит, панику сеять запретит.

- Это у твоего автономка первая, а у моего - семнадцатая, - резко оборвет она истерику встревоженной товарки. - Никому не сметь! - надает ей же по щекам. Она знает, как держать себя в руках. И лишь однажды сорвется, напьется в одиночестве, переломает мебель и до полусмерти напугает дочь-школьницу, некрасивую, тихую и нелюбимую, - в этой семье свои драмы...

Аню (Сэсэг Хапсасова) муж привез с Чукотки. У нее здесь свой мир: важенку родня прислала, чтоб молоко для будущего малыша давала, в квартире - шкуры, травы...

- Пусть смеются - это наш дом, так мне Леша сказал, - ответит она Елене на немой вопрос. Ане ведомы какие-то иные миры, потому она спокойная и светлая, даже овдовев.

- Мой Леша - здесь, - говорит она, указывая на тугой живот.

Ольга (Анна Беленькая) - та, что получила град пощечин от главы женсовета, самая чуткая, она первой понимает: случилось неладное. Как деревенская баба, голосит, оплакивая не мужа, а собственную жизнь, потерявшую смысл. Некрасивая, в нелепом наряде, но они тут все не с иголочки одеты, тут не подиум, тут родине служат.

А еще есть Алевтина, которая, впав в полубезумье, тащит на берег соль и жемчужные бусы, чтоб вернуть морю все, что взяла у него. Пусть и оно вернет отнятое.

На такое дело ничего не жаль, и Аля даже самое дорогое в жертву приносит - телевизор «Океан». Лена пожимает плечами - но оторопь ее берет, когда к вечеру в магазине пропадает соль. Не одна Алевтина тут верит в приметы...


Не в масть

Лена им не в масть. Незадолго до катастрофы, с тоски и отвращения, решив, что замуж вышла по ошибке, она напивается в кафешке на Титовке - это местечко знают многие северяне. Там ее цепляет Борис, владелец семужьих садков в Девкиной заводи. Переспали - разошлись. За такое тут не осуждают. Борис-то и узнал потом достоверно по своим каналам, что лодка легла на грунт.

Предвижу упреки киношникам в кощунстве, мол, на святом наживаются, добавляя перчинки. Но кто теперь узнает, что было на душе и сердце у каждой из сотен женщин, в разные годы отдавших морю мужей... По-всякому, наверное, бывало. Жизнь в граните не отольешь, только смерть.

- Похоронят как положено, памятники поставят как героям, - буднично говорит оклемавшаяся Валентина.

А пока жены ждут. Выстроившись на обрыве, они глядят на море. Если мужчин больше нет на свете, зачем они здесь?

Это буквально понимает чудная Зоя, женщина с ангельским лицом и лучистыми глазами. Она, казалось, знает, как тут выжить: любовью к миру и детям.

Осознав, что мужа нет, Зоя не спеша собирает детей, усаживается с ними в машину, запертую в гараже, и включает зажигание. Единственный натуралистичный кадр картины, кадр, от которого немеешь, болевая точка: три прекрасных безжизненных лица.

У Лены так не получается, хотя ей, предавшей, еще больней. Чувство вины - главное в ее душе, и не только по отношению к мужу. Стыд - отсюда название фильма - столь силен, что может сравниться с мучительными страстями женщин Стриндберга... Она здесь чужая.

Но ей судьбой и сценаристом даровано искупление. Лена смывает даже не свой грех, а мужний, так отдавая ему свой долг.

Ради жены каплей бросил прежнюю любовь - Ирину (Виктория Артеменко). Пережив срыв, та оказалась в психушке. Нет, она вполне нормальна, только темноты боится, ей полярной ночи не пережить. Она ведь тоже нездешняя, из теплых краев, приехала за офицером, а он - не полюбил.

Лена спасает гибнущую душу, вытаскивает ее на волю, к себе. А когда в общаге в очередной раз гаснет свет - вырубает тумблер, тянет ее на улицу, прямо на мороз - под гуляющее по небу полярное сияние, которое и сама-то, кажется, видит впервые:

- Смотри, смотри! Светло!

Татьяна БРИЦКАЯ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 12.04.2014

 
По теме
В 1983 году на пр. Кирова в новом здании открылась школа №5. А в торжественной обстановке ветераны школы, учителя, учащиеся и приглашенные гости отпраздновали 40-летний юбилей образовательной организации.
У нас на Севере – такие талантливые и творческие ребята. У нас на Севере – так много возможностей учиться, проявлять лидерские качества, развивать свои таланты.
Учащиеся проекта «Академия телевидения» в качестве своего дебюта посетили школу, где проявили себя в роли будущих журналистов: собрали информацию, взяли интервью у сотрудников образовательного учреждения,
Губернатор Чибис пообещал разобраться в ближайшее время На прямую линию к губернатору Мурманской области Андрею Чибису обратилась Юлия, которая сообщила, что перехала с мужем в регион уже несколько лет назад.
Сошли вагоны из-за слишком широких рельс: суд рассмотрит уголовное дело в Мурманске - Сетевое издание Новости Мурманской области Мурманская транспортная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении генерального директора «Строительно-сервисной компании».
Сетевое издание Новости Мурманской области
В Мурманской области открыт первый кабинет для пациентов с критической ишемией нижних конечностей - Мурманский вестник Фото предоставлено МОКМЦ. В стационаре на улице Володарского,18 Мурманского областного клинического многопрофильного центра (МОКМЦ) открылся кабинет для приема пациентов с критической ишемией нижних конечностей.
Мурманский вестник
Медики рассказали о путях преодоления антибиотикорезистентности после пандемии коронавируса в Мурманске - Правительство Мурманской области В Мурманске состоялась образовательная конференция «II Северо-западная конференция по антимикробной терапии и клинической микробиологии».
Правительство Мурманской области
Сказочные истории Кольского края - Детско-юношеская библиотека Сегодня в рамках Недели детской книги в центре краеведения и страноведения состоялась встреча ребят из оздоровительного лагеря при школе № 31 с автором детских книг Екатериной Чуниной.
Детско-юношеская библиотека