Коми хочет к морю: арктические перспективы не дают покоя

Фото: regnum.ru
Получится ли у республики выйти хотя бы в одно из трех северных морей — Белое, Баренцево или Карское?    

Коми продолжает грезить о выходе к Севморпути. Сегодня, 19 апреля, глава субъекта Сергей Гапликов выступил с докладом перед Государственным советом республики.

«С учётом обозначенных президентом России приоритетов по развитию Арктики и увеличению грузовой базы Северного морского пути правительство республики отстаивает на федеральном уровне реализацию проектов по развитию транспортной инфраструктуры, образующей опорный транспортный каркас, состоящий из железнодорожных веток Соликамск — Микунь — Архангельск, Сосногорск — Индига и Воркута — Усть-Кара», — заявил Сергей Гапликов, фактически перечислив три спорных инфраструктурных проекта — «Белкомур», «Баренцкомур» и «Карскомур».

Напомним, что территория муниципального образования городского округа «Воркута» была включена в состав Арктической зоны РФ в 2014 году. Согласно стратегии развития Арктической зоны РФ до 2025 года, Воркута может стать транспортным узлом между российским Севером и экономическими центрами страны.

Поводом для развития транспортной сети в Коми становятся и ее природные богатства. По оценкам ученых, Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими разведанными в Европе запасами угля, порядка 340 млрд тонн.

Сейчас по железной дороге из Воркуты можно добраться как до Москвы, так и до Западной Сибири. Но глава региона на любой подходящей площадке говорит об интересе Коми к участию в более масштабных транспортных проектах. Проблема здесь не только в том, что полностью все идеи воплотить не получится. Даже реализация одного из трех озвученных сегодня проектов уже станет для региона большой удачей.

Борьба за «Белкомур»

»Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) — проект строительства железнодорожной магистрали соединением Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермский край). Идея создания дороги возникла еще в 1930-е годы: она должна была напрямую соединить регионы Сибири и Урала со стратегическими предприятиями на севере СССР и выйти в порт Архангельск. Но проект по-прежнему ждет своего часа, и пока неизвестно, дождется ли.

Читайте также: Белкомур: железная дорога в никуда

В ценах 2016 года проект оценивался в 330 млрд рублей с учетом заемных средств. Ранее потенциальный инвестор — китайская компания Poly International Holding Co., Ltd — заявляла о готовности вложить в «Белкомур» до $5,5 млрд. Когда в декабре 2017 года Республика Коми объявила аукцион о продаже своих акций АО «Белкомур» на общую сумму в 540 млн рублей, казалось, что в кулуарах разговоры с китайскими инвесторами уже проведены и торги предназначены для них. Но несмотря на то, что сроки подачи заявки на участие в аукционе трижды продлевались, за акциями «Белкомура» так никто и не пришел .

Нелегкая судьба «Белкомура» связана с тем, что его экономическая эффективность вызывает сомнения у федерального центра и у ОАО «Российские железные дороги». Сложностей добавляет первоначально выбранный конечной точкой порт Архангельска — замерзающий и не имеющий глубоководного участка. Без модернизации архангельского порта, которая может стоить дороже всего «Белкомура», проект железной дороги теряет уверенность в скорой реализации.

В конце марта 2018 года губернатор Архангельской области Игорь Орлов сделал неожиданное заявление: в проект «Белкомур» может быть включен проект строительства порта в поселке Индига Ненецкого автономного округа (НАО).

«НАО собирается стать участником проекта «Белкомур» с предложением включения в него своего объекта порта «Индига»… Ведется большая работа, чтобы некую разобщенность в Арктической зоне РФ переформатировать в совместную работу», — сказал Игорь Орлов.

Слова губернатора Архангельской области звучат странно, поскольку на деле Архангельск и Индига — это конкуренты за право стать финальной точкой «Белкомура».

Как ранее сообщало сообщало ИА  REGNUM , идею строительства порта Индига в Ненецком автономном округе (НАО) отстаивает врио губернатора округа Александр Цыбульский . Индига выигрывает у Архангельского порта в глубине, удобстве береговой линии, меньшем количестве дней, в которые нужна ледовая проводка. Но минусы у точки тоже серьезные: в поселке проживают около 600 человек и отсутствует инфраструктура. А значит, затраты на создание порта на практически пустом месте потребуются немалые.

Означают ли слова Игоря Орлова, что Поморье отказывается от мечты о глубоководном порте в своей столице? Вовсе нет, эту мысль глава региона по-прежнему высказывает часто. Но дальше разговоров дело не идет.

Баренц-конкурент

Изначально Индига являлась частью другого замороженного проекта — «Баренцкомура» (Баренцево море — Коми — Урал). Эта железнодорожная магистраль могла бы соединить Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут — а значит, пройти практически параллельно «Белкомуру».

Получается, с возникновением планов по строительству ветки Сосногорск — Индига, которую в сегодняшнем выступлении Сергей Гапликов назвал второй по счету, глубоководный порт Архангельска точно останется только идеей. Однако отметим, что в реализации «Баренцкомура» эксперты транспортной отрасли сомневаются больше.

Ожидания и реальность

Третья железнодорожная ветка, упомянутая Сергеем Гапликовым, имеет более позитивные перспективы. Стоит сказать, что ветка Воркута — Усть-Кара (поселок на территории НАО) протяженностью в 200 км является частью еще одного несуществующего «комура». «Карскомур» соединяет Урал с Карским морем и предполагает создание порта в поселке Усть-Кара (население — 542 человека).

Но, кажется, на деле всё выйдет несколько скромнее. Железная дорога Воркута — Усть-Кара действительно может понадобиться для вывоза ресурсов с северных участков Печорского угольного бассейна, которые еще не дождались разработки. Об этом сказано в стратегии развития АЗРФ до 2025 года.

Воркута действительно должна стать важным для Арктики транспортным звеном по перевалке ресурсов в западном направлении. Но сделано это будет не за счет «…комуров», а при помощи ямальского «Северного широтного хода» (СШХ). Воркута и Салехард уже имеют железнодорожную связь.

Получается, что СШХ, строительство которого начнется уже в 2018 году, решит давнюю проблему соединения регионов России с западным направлением. И фактически свяжет Ямал — самую перспективную часть российской Арктики — с Уралом, Северо-Западом и центром страны.

«В перспективе через Воркуту будет осуществляться доставка полезных ископаемых в порт Сабетта с месторождений, находящихся вне территории Арктической зоны России», — указано в стратегии развития Арктической зоны России.

Наличие порта Сабетта сводит на нет надежды на создание еще одного порта в крошечном поселке Усть-Кара. Особенно при полном молчании федерального центра как об этом проекте, так и портах Архангельска и Индиги.

Читайте также: Северный широтный ход: будущее дороже денег

Метания от порта к порту, от ветки к ветке снижают доверие к идее Архангельской области, НАО и Коми стать надежным подспорьем для развития российской Арктики. Возможно, главам северных регионов пора остановиться на одном из проектов и упорно искать подтверждения грузовой базы и объективные доводы для государственных властей. В противном случае заявления о стратегической важности железнодорожных магистралей и мегапортов так и останутся лишь параграфами в губернаторских докладах.

Анна Горохова
 
По теме
 
АРХАНГЕЛЬСК/ 23 апреля/ БИ-ПОРТ — В исправительной колонии №1 в минувшие выходные прошла игра «Брейн-ринг» с участием команд осуждённых, журналистов и студентов Северного арктического государственного университета.
23.04.2018
 
25 апреля в пресс-центре REGNUM состоится специальное заседание Экспертного клуба «Регион»   25 апреля в пресс-центре REGNUM состоится специальное заседание Экспертного клуба «Регион» на тему «Развитие Арктической зоны Р
19.04.2018
Генеральный директор ПАО «ФосАгро», президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев награжден высокой государственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
20.09.2018 ИА Nord-News.Ru
Мурманская область готова к прохождению отопительного периода 2018/2019 годов - Правительство Мурманской области О том, как обстоят дела с подготовкой к отопительному сезону на сегодняшний день, в рамках заседания регионального правительства доложил министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Владимир Гноевский.
19.09.2018 Правительство Мурманской области
В Апатитах горела квартира - SeverPost.ru Накануне в 17.14 на пульт дежурной службы «01» в Апатитах поступила информация о возгорании в жилом доме № 25 на улице Ленина.
20.09.2018 SeverPost.ru
JPG Файл - УМВД Мурманской области Отделом уголовного розыска МО МВД России «Апатитский» разыскивается Петрушин Сергей Александрович 01.02.1968 года рождения, уроженец Волгоградской области,
19.09.2018 УМВД Мурманской области
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга, который забил до смерти одну свою содержанку и покалечил многих других девушек.
20.09.2018 КП Мурманск
Мастер-класс «Саамский узор» - Комитет по культуре и искусству 23 сентября с 15:00 до 16:00 на базе Торгово-развлекательного комплекса «Мурманск Молл» в рамках работы детского клуба «Северята» пройдет мастер-класс Мурманского областного краеведческого музея «Саамский узор».
21.09.2018 Комитет по культуре и искусству
Демонстрация учебных интерактивных программ - Комитет по культуре и искусству 23 сентября в Мурманском областном краеведческом музее (г. Мурманск, пр. Ленина, д. 90) состоятся демонстрации учебных интерактивных программ, посвященных 80-летию Мурманской области.
21.09.2018 Комитет по культуре и искусству
С днем рождения, Снежногорск! - Комитет по культуре и искусству 22 сентября в 15:00 Передвижная детская библиотека отпразднует день рождения Снежногорска вместе с его юными жителями и их родителями.
21.09.2018 Комитет по культуре и искусству
Как вчерашние звезды оказываются на обочине жизни - Я об этом никому не рассказывал, даже родным и близким, чтобы не нагружать, - опускает глаза почти легендарный строитель Джумшут из сериала «Наша Russia»,
17.09.2018 КП Мурманск
Ближайшие мероприятия для инвалидов и лиц с ОВЗ в Мурманской области - Комитет по физ. культуре и спорту Информация о ближайших физкультурных и спортивных мероприятиях, планируемых к проведению  среди инвалидов и лиц с ОВЗ в Мурманской области № п/п Дата Время Место (точный адрес) Название мероприятия Целе
20.09.2018 Комитет по физ. культуре и спорту
После решения, принятого на Сейшелах, была завершена "война" с ВАДА, которая продолжалась с ноября 2015 года Можно перевести дух на пару мгновений - российское антидопинговое агентство (РУСАДА) восстановлено в правах.
20.09.2018 КП Мурманск
Решени было принято после собрания, которое прошло на Сейшельских островах Российское антидопинговое агентство было официально восстановлено в правах в четверг, 20 сентября.
20.09.2018 КП Мурманск
Мастер-класс «Саамский узор» - Комитет по культуре и искусству 23 сентября с 15:00 до 16:00 на базе Торгово-развлекательного комплекса «Мурманск Молл» в рамках работы детского клуба «Северята» пройдет мастер-класс Мурманского областного краеведческого музея «Саамский узор».
21.09.2018 Комитет по культуре и искусству
Демонстрация учебных интерактивных программ - Комитет по культуре и искусству 23 сентября в Мурманском областном краеведческом музее (г. Мурманск, пр. Ленина, д. 90) состоятся демонстрации учебных интерактивных программ, посвященных 80-летию Мурманской области.
21.09.2018 Комитет по культуре и искусству
С днем рождения, Снежногорск! - Комитет по культуре и искусству 22 сентября в 15:00 Передвижная детская библиотека отпразднует день рождения Снежногорска вместе с его юными жителями и их родителями.
21.09.2018 Комитет по культуре и искусству
На ул.Крупской в областном центре сотрудниками дорожно-патрульной службы был остановлен автомобиль «ВАЗ», водитель которого допустил столкновение с автомобилем «Митсубиши»,
20.09.2018 УМВД Мурманской области