Текст: Алешин Геннадий
«Обитель теней»Если быть точным - это вовсе не новинка, такие фильмы уже снимали, и не один раз, однако внимания на их стилевую уникальность никто, в том числе автор этих строк, не обращал. Ну а сейчас - обратил. Действительно, сейчас прямо на наших глазах зарождается новый жанр. Поначалу у него был всего один представитель - Гильермо Дель Торо, который к тому же мексиканец. Но потом Дель Торо уехал в творческую командировку в Испанию, начал там работать и как режиссер, и как продюсер, и у него нашлись не только талантливые сподвижники по жанру в лице Алехандро Аменабара, но и ученики. Полвека назад в Италии зародился «спагетти-вестерн», ныне в Испании - «паэлья-хоррор»? А почему бы и нет?
«Обитель теней», режиссер - Серхио Санчес, в ролях - толпа малоизвестных («Серджио Леоне нанял меня потому, что я стоил дешевле всех», - Клинт Иствуд), но в чем-то известном снимавшихся и к тому же англоязычных актеров. Англоязычных - поскольку фильм изначально снимался на английском в расчете на мировой и (если повезет) американский прокат. Для Санчеса это дебют в режиссуре хоррора, но не в самом хорроре - он был сценаристом «Приюта» и «Чистилища». Кстати, режиссер «Приюта» Хуан Антонио Байона на этот раз - продюсер «Обители теней».
Сюжет ленты схож со всеми остальными испанскими хоррорами. Старинный особняк, где уединенно живет некая семья, в быт которой внезапно вторгается прекрасная незнакомка… в результате чего вскрывается страшная тайна, связанная с минувшим. Как обычно, испанский хоррор всегда держит в уме проклятое прошлое с гражданской войной и многолетней диктатурой, после которой испанцам сказали: «Все так и было, расслабьтесь!». Испанцы сначала расслабились… ну а теперь Каталония, к примеру, вспомнила.
Понятно, что идти на хоррор, чтобы неожиданно встретиться с историей и политикой одновременно, понравится не каждому. И хотя испанцы всегда стараются обставлять эти встречи по всем законам кинематографии, но все же…
«Джиперс Криперс-3». Чего вот здесь нет, так это политики, как и исторических аллюзий, да и самого сюжета, честно говоря, тоже маловато. Но это и не важно - все равно здесь гораздо интереснее «как», чем «что». «Что» - в нашем случае Джиперс Криперс (кто не смотрел - это летающий кровожадный монстр-мутант откуда-то из американской глубинки) вернулся, местная полиция будет пытаться его уконтропупить - ничего нового. А вот «как» это все будет происходить - другой вопрос!
Создатель «Джиперса Криперса» Виктор Сальва запустил свою франшизу двумя годами раньше, чем Джеймс Ван - «Пилу». Но если Вану удалось-таки по-настоящему раскрутиться и как режиссеру, и как сценаристу, и как продюсеру, то Виктор Сальва как был, так и остался «создателем «Джиперса Криперса». Со времени второй ленты прошло уже много лет, ничего столь же заметного Сальва снять не сумел. Фанаты между тем не отставали, а один из них даже специально купил грузовик, фигурировавший в первой ленте, чтобы его не сдали в металлолом и чтобы «непрерывность транспорта» шла от первой ленты по всей франшизе. Наконец Сальва сдался, и грузовик занял свое место на съемочной площадке. Фанаты летающего монстра облегченно вздохнули.
В компанию к парочке хорроров - парочка фестивальных хитов, «Субурбикон» Джорджа Клуни и «Мифы» Александра Молочникова.
Премьера «Субурбикона» состоялась на Венецианском МКФ, там его встретили очень тепло и даже наградили специальным призом. Потом «Субурбикон» показали в Торонто, где его приняли уже не так тепло. Ну а после того как начались предпремьерные показы, фильм и вовсе утопили в низинах рейтинга: критики также встретили его без особой симпатии. Одним не понравился Клуни из-за его неясной или слишком ясной политики по отношению к Трампу (хотя «Субурбикон» снимался задолго до выборов), другие помнили, что лента снята по сценарию братьев Коэн, написанному еще в легендарные времена «Фарго». Можете себе представить, чтобы кто-нибудь типа Бондарчука снял римейк «Печек-лавочек» или «Калины красной»? Конечно, Клуни очень старался, но… немножко не по Сеньке шапка.
Так или иначе, сюжет фильма - чисто коэновский. Одноэтажная Америка, обыватели, оплачивающие тридцатилетнюю ипотеку и мечтающие о пенсии на райском острове, и кровавое преступление, которое так не вяжется - и вместе с тем неотрывно связано - с их тихим-мирным бытом. Все, как в «Фарго», только дело происходит в 60-х годах и с Мэттом Дэймоном в главной роли.
«Мифы» первый раз были представлены в конкурсе «Кинотавра». Там их встретили с большим энтузиазмом, но этот энтузиазм быстро поутих. Судя по отзывам, уж слишком от «Мифов» повеяло легендарным: «А не взяться ли нам за Вильяма нашего Шекспира?». Фигура режиссера Александра Молочникова, до того известного лишь как актер телесериалов, а тут разом взявшегося и за сценарий, и за режиссуру, как бы намекает. Ну а если вчитаться в сюжет, буквально «нарезанный» из разнообразных тусовочных хитов 1990-х, то тут и вовсе повеет «Старыми песнями о главном». Некий нищий грек случайно попадает в московскую богему, окунается в жизнь так называемых мастеров культуры - далее все можно представить по смеси «Ментов» с теми самыми «Песнями». Актерский состав - Сергей Безруков, Федор Бондарчук, Иван Ургант, Максим Суханов, Ксения Раппопорт, Паулина Андреева, Андрей Смоляков - как раз, чтобы из второй части «Мифов» устроить концерт.
И наконец, премьера № 1 этой недели, специально для тех, кому было мало третьего «Тора», - «Лига справедливости». Очередной блокбастер из серии «Вселенная «Марвел», где синопсис заменяют имена героев: Бэтмен, Чудо-Женщина, Аквамен, Лекс Лютор, а также толпа супергероев и суперзлодеев помельче вкупе с создающими массовку родственниками и знакомыми. Режиссер - прикованный к колеснице комикс-лент Зак Снайдер, которому после провала «Запрещенного приема» и кислой встречи «Бэтмена против Супермена» ничего не остается, как снимать для «Марвел» и надеяться сделать когда-нибудь миллиардные сборы. Надеюсь, когда-нибудь это ему удастся: все-таки Снайдер - неплохой режиссер.
Опубликовано: Мурманский вестник от 16.11.2017