Новости города БезФормата.Ru
Мурманск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Города «одного предприятия»: бюджетные миллиарды не спасли

Олег Дерипаска - MurmanNews.Ru
Владимир Путин - MurmanNews.Ru
Чусовой. Перекресток на улице Ленина - MurmanNews.Ru
Тутаев - MurmanNews.Ru
Церковь Казанской Иконы Божией Матери, в Невинномысске - MurmanNews.Ru
Максим Акимов - MurmanNews.Ru
Городской дворец культуры и памятник В.И. Ленину на ул. Мира. Гуково, Ростовская область - MurmanNews.Ru
Центр народной культуры «Русь». Вятские Поляны, Кировская область - MurmanNews.Ru
Татьяна Голикова - MurmanNews.Ru
Ледовый дворец «Нижнекамскнефтехим» - MurmanNews.Ru
Фото: regnum.ru
О ситуации с моногородами России 10    

За последние семь лет в моногорода России вложили свыше 116 млрд рублей, но несмотря на это их число год от года растёт, а список «красной зоны», где самая сложная социально-экономическая ситуация, пополнился — с 75 населённых пунктов в 2014 году до 94 в 2016 году. Какие итоги лягут на стол главе государства в конце 2018 года, когда придёт пора подводить первые результаты по профильному нацпроекту? И что на сегодня скрывается за вывеской городов «одного предприятия», в которых проживает почти 10% населения страны?

Моногорода: с чего всё начиналось

В России власти на проблему городов, чья социально-экономическая жизнь оказалась завязана на работе одного предприятия, обратили пристальное внимание после массовых акций протеста в Пикалево (Ленинградская область) в июне 2009 года. Тогда из-за остановки ТЭЦ и трёх градообразующих предприятий, связанных в один технологический процесс, начались задержки зарплаты, массовые увольнения и безработица. Одно из остановленных предприятий — «Базэл-цемент», принадлежащий российскому миллиардеру Олегу Дерипаске .

2 июня доведённые до отчаяния жители Пикалево перекрыли федеральную трассу Вологда — Новая Ладога, приурочив мероприятие к визиту Владимира Путина (в те годы премьер-министра) в Санкт-Петербург. Акция продлилась более семи часов. Рабочие заводов потребовали не только погасить долги по зарплате, но и возобновить работу предприятий, подачу горячего водоснабжения в городе.

Читайте также: Путин — собственникам заводов в Пикалево: Вы сделали тысячи человек заложниками своих амбиций, непрофессионализма и жадности

1 World Economic Forum Олег Дерипаска

На совещании в Пикалево 4 июня Владимир Путин заявил собственникам предприятий, что они «сделали тысячи людей заложниками своих амбиций, непрофессионализма и, может быть, даже жадности», и напомнил про социальную ответственность бизнеса. На том же совещании был подписан ряд соглашений о поставке сырья, что позволило запустить работу предприятий. Позднее Пикалево вошло в список моногородов России, а в августе 2017 года была одобрена заявка на создание в его границах территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Вот только избавить от монозависимости город, прогремевший восемь лет назад на всю страну, обещают не раньше 2030 года.

Читайте также: Пикалево обещают избавить от «монозависимости» к 2030 году

«Пикалевский синдром» заставил власти задуматься о том, что подобных «вулканов», которые могут «взорвать» общество, по стране много, и в целом зависимость целых городов от существования одного-двух предприятий — это проблема федерального масштаба, и тут нужны не разовые «примочки» от хвори, а комплексный подход.

В декабре 2009 года на правительственном совещании по проблемам моногородов был поднят вопрос механизма федеральной поддержки проблемных территорий, который позднее стал частью Основных направлений антикризисных действий правительства РФ на 2010 год. Тогда на меры по реструктуризации экономики моногородов из федерального бюджета пообещали 10 млрд рублей, а ещё 10 млрд рублей в форме кредитов регионам. Основные акценты планировалось сделать отнюдь не на поддержку занятости неэффективных предприятий, а на их реструктуризацию, включая создание технопарков и бизнес-инкубаторов. На последнее в общей сумме пообещали предусмотреть до 2 млрд рублей. Для координации вопроса помощи моногородам при министерстве регионального развития РФ была создана рабочая группа и тогда же впервые главным связующим звеном в этом механизме был назван ВЭБ.

На совещании министр регионального развития Виктор Басаргин назвал число монопрофильных населённых пунктов — 335, но отметил, что господдержку нужно предоставлять лишь «в случае недостаточности региональных мер». На 2010 год был составлен список из почти 30 городов, для которых в первоочередном порядке должны были разработать комплексные планы модернизации. Но финансирование выделили только на 20 из них, и вплоть до осени 2013 года помощь моногородам так и была весьма избирательной. По сведениям Счётной палаты РФ, за 2010—2011 годы только по линии Минфина России в виде дотаций на сбалансированность и бюджетные кредиты моногородам было предоставлено 24,6 млрд рублей.

Первые шаги к комплексному подходу по полному кругу моногородов появились лишь во второй половине 2013 года. Президент РФ Владимир Путин 15 октября выдал шесть поручений, первое из которых — образование структурного подразделения для координации обеспечения стабильного развития монопрофильных населённых пунктов. В бюджете на 2014 год правительство РФ обязали предусмотреть средства на финансирование «расходов, связанных с осуществлением оперативных мер государственной поддержки моногородов, в которых прогнозируется ухудшение социально-экономического положения». Кроме того, тогда впервые была введена система мониторинга социально-экономического положения в моногородах с оценкой рисков и эффективности реализации мероприятий по господдержке. Минэкономразвития РФ должно было предусмотреть возможность адресной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах.

После этого монопрофильные населённые пункты пересчитали. Озвученная ранее министром Виктором Басаргиным цифра 335 молчаливо трансформировалась в 313. Никаких заявлений о чудесном «исцелении» 22 моногородов власти не делали и объяснять сокращение списка также не стали. Примечательно, к началу 2017 года после всех многомиллиардных траншев из бюджета страны число моногородов не только не уменьшилось, а, наоборот, выросло — до 319.

2 Дарья Антонова © ИА REGNUM Владимир Путин

Каждому моногороду — своя «зона»

Ежегодно официальный перечень моногородов — тех, где более трёх тысяч жителей и где на работников одной организации приходится 20% общей среднесписочной численности территории, актуализируется, и их делят на три зоны. В «красную» попадают те, где наиболее сложное социально-экономическое положение, в том числе и из-за проблем с функционированием градообразующих организаций. К слову, по итогам 2013 года в «красную зону» попали только 75 моногородов, когда как на начало 2017 года их в ней уже 94.

В «жёлтой зоне» оказались те, где есть риски ухудшения социально-экономического положения. В 2014 году таковых было 149, а по итогам 2016 года уже 154.

«Зелёная зона» включает в себя перечень моногородов, где стабильная социально-экономическая ситуация. И в этой категории, наоборот, за последние два года (с 2014 по 2016 год) наблюдалось сокращение: с 89 до 71 муниципального образования.

Позиция в зонах оценивается по ряду основных критериев в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.

Территория «на опережение»

29 декабря 2014 года президент РФ подписал закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (сокращённо ТОР или ТОСЭР). 22 июня 2015 года правительством РФ был принят порядок создания подобных площадок в моногородах. Заявку на них в Минэкономразвития РФ подает глава региона, но по согласованию с руководителем моногорода. В ней, кроме обязательств по отчётности. должны быть указаны минимальные предложения по инвестициям, планируемое число новых рабочих мест, а также сведения о прогнозах по выпадающим и недополученным доходам бюджета региона и муниципалитета в связи с льготами для резидентов. Надо же чем-то привлекать инвесторов на проблемную территорию.

Потенциальным инвесторам сулили налоговые льготы и преференции: пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (федеральную часть обнуляли, региональную снижали до не более чем 5% на первые 5 лет), возможность применения специального коэффициента при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, возможность не уплачивать налог на имущество организаций и земельный налог (по решению властей региона), снижение ставок тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в четыре с лишним раза (базовая величина — 7,6% вместо 34%), облегченный порядок осуществления контроля и надзора.

При этом самим инвесторам также ставились условия: количество создаваемых рабочих мест не менее 20 единиц в течение первого года включения в реестр резидентов, объем капитальных вложений не менее 5 млн рублей в течение первого года, реализация инвестиционного проекта может предусматривать исполнение контрактов, заключённых с градообразующей организацией моногорода или ее «дочками», но не более чем на 50% всей выручки резидента, иностранные работники на новом предприятии не могут превышать 25% общей численности. Кроме того, есть перечень видов деятельности, которыми на территории ТОСЭР не разрешается заниматься:

  • добычей сырой нефти и природного газа;
  • предоставлять услуги в области добычи нефти и природного газа;
  • вести деятельность трубопроводного транспорта;
  • заниматься производством нефтепродуктов;
  • оптовой и розничной торговлей;
  • лесозаготовкой;
  • операциями с недвижимым имуществом;
  • видами экономической деятельности, в которых занято 20% и более среднесписочной численности работников всех организаций моногорода.
  • 4 Чусовой. Перекресток на улице Ленина

    На совещании о создании ТОСЭР в моногородах в конце июля 2015 года тогда ещё министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев (ныне проходящий обвиняемым по делу о получении взятки в размере $2 млн) заявил, что «происходит увеличение числа моногородов, которые относятся к категории кризисных, за год — на 19», и это означает, что власти не оказывают «упреждающего воздействия».

    "Мы можем работать в режиме пожарной команды, реагировать на каждый такой случай, а можем системно воздействовать на ситуацию в моногородах, где действительно 10% нашего населения, примерно 10% занятых, и в два раза выше безработица, чем в среднем по стране, используя те инструменты, которые у нас есть, чтобы диверсифицировать производство. Это можно сделать только через инвестиционную активность, а для этого есть два условия: приемлемая для бизнеса нормативная среда (с точки зрения налогов, с точки зрения страховых платежей, с точки зрения оформления административных прав и так далее) и решение инфраструктурных вопросов, тех узких мест, которых существует немало. Поэтому и созданы два инструмента: один — фонд моногородов и второй — возможность использовать в рамках программы моногородов инструмент территорий опережающего развития», — заявил в своём докладе министр.

    В 2016 года ТОСЭР можно было создать только в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением, но интереса у потенциальных инвесторов они практически не вызвали. По сведениям правительства РФ, за 2016 год из 319 моногородов ТОСЭР создали лишь в 11 — Набережных Челнах (Татария), Гуково (Ростовская область), Усолье-Сибирское (Иркутская область), Юрге и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), Краснокаменске (Забайкальский край), Надвоицах (Карелия), Краснотурьинске (Свердловская область), Тольятти (Самарская область), Белебее и Кумертау (Башкирия).

    За год на всех этих территориях было зарегистрировано только 14 резидентов, примерно по одному резиденту на каждую территорию. За первые два месяца 2017 года к ним присоединилось ещё четыре резидента, которые пообещали к 2026 году (ТОСЭР создаётся на 10 лет) открыть около 5,5 тыс. рабочих мест и инвестировать в целом 28,5 млрд рублей.

    Достаточно вялый интерес бизнеса к территориям опережающего развития в проблемных городах на старте привёл к тому, что уже в июле 2016 года были внесены поправки, которыми с 1 января 2017 года ТОСЭР разрешили создавать и в двух других «зонах» списка моногородов.

    6 Иллюстрация:  Агп-тутаев.рф Тутаев

    В январе-апреле 2017 года в стране было создано еще шесть ТОСЭР — в г. Дорогобуж (Смоленская область), г. Кировск (Мурманская область), г. Чусовой (Пермский край), г. Емва (Коми), г. Каспийск (Дагестан), г. Бакал (Челябинская область). Проектами предполагается, что их реализация позволит за 10 лет создать не менее 13 тыс. постоянных рабочих мест и привлечь около 100 млрд рублей.

    В конце июня 2017 года Минэкономразвития одобрило заявки на создание ТОСЭР ещё в девяти моногородах. Это Верхнеуфалейский городской округ (Челябинская область), город Котовск (Тамбовская область), Лесновское городское поселение (Рязанская область), город Невинномысск (Ставропольский край), город Петровск (Саратовская область), городское поселение Рузаевка в Мордовии, город Сарапул (Удмуртия), город Сосенский (Калужская область), городское поселение Тутаев (Ярославская область). Предполагается, что за 10 лет здесь за счёт реализации проектов резидентов будут созданы не менее 13 тыс. постоянных рабочих мест и инвестировано около 50 млрд рублей.

    В середине августа 2017 года Минэкономразвития положительно оценило заявки на создание ТОСЭР ещё в 11 моногородах: город Заринск Алтайского края, город Сердобск Пензенской области, Кондопожское городское поселение в Карелии, город Далматово Курганской области, город Саянск Иркутской области, Канашский городской округ в Чувашии, Городское поселение Пикалевское Ленинградской области, город Вятские Поляны Кировской области, города Зеленодольск, Чистополь и Нижнекамск в Татарии. Власти планируют, что в них за 10 лет будет создано не менее 14 тысяч постоянных рабочих мест и привлечено не менее 170 резидентов.

    По состоянию на 10 октября 2017 года в реестре резидентов ТОСЭР в моногородах зарегистрированы 59 компаний. При этом 13 из них в Набережных Челнах (Татария), ещё 12 базируются в Тольятти (Самарская область), по восемь в г. Гуково (Ростовская область) и двух ТОСЭР Башкирии.

    Примерно 40 моногородов на сегодня были заявлены в качестве ТОСЭР и среднестатистически на каждый из них пришлось по 1,5 резидента, а по факту некоторые пока пустуют. Например, в реестре резидентов ТОСЭР в моногородах ни один не зарегистрирован в Емве (Коми). Не появились инвесторы за полгода и в г. Дорогобуж (Смоленская область), Каспийске (Дагестан). Не обзавелись ими и те территории, которые были одобрены в августе.

    По закону, если в течение первых двух лет существования ТОСЭР в реестр не включено ни одно юрлица, то правительством РФ на основании предложения Минэкономразвития принимается решение о досрочном прекращении её существования. Но время на поиски резидентов у властей пока есть.

    Удручает другое. С учётом малого количества юрлиц и правом ограничиться минимальной планкой по созданию рабочих мест (20 человек в год), если иное не предусмотрено соглашением, 59 компаний могут дать моногородам только около 11,8 тыс. рабочих мест при уже имеющейся потребности в 363 тыс. рабочих мест. А с учётом концентрации большинства резидентов в ПФО, по ряду территорий даже эта капля не упадёт в море проблем.

    5 Nickolas Titkov Церковь Казанской Иконы Божией Матери, в Невинномысске

    Ещё один немаловажный критерий, который предпочитают не обнародовать контрольные органы, — общий объём потерь бюджетов регионов от недополученных налогов. И неясно, сопоставимы ли они с влиянием резидентов на улучшение жизни жителей моногородов.

    Судя по тому, что говорят в опросах сами жители, ответ скорее отрицательный, чем положительный.

    В период с 30 сентября 2016 года по 1 февраля 2017 года Счётная палата РФ спросила у жителей моногородов, как бы они оценили социально-экономическую ситуацию в своих населённых пунктах. 41,3% респондентов проголосовали за вариант «неблагоприятная», ещё 31,3% отдали за «терпимая с трудом». При этом уровень безработицы как высокий оценили 41,9% респондентов, а 17,8% назвали его очень высоким.

    За невозможность найти работу с нормальными условиями труда и достойной зарплатой в своём моногороде проголосовали 48,2%, ещё 41,3% выбрали вариант «возможно с трудом». При этом 41,1% участников опроса, отвечая на вопрос, считают ли они достаточными меры, предпринимаемые муниципальной властью для улучшения социально-экономической ситуации, выбрали вариант, что «меры не предпринимаются». А при наличии возможности переезда ею бы воспользовались 56,6%.

    Некоторые цифры статистики раскрывают и причину такого желания у жителей моногородов. По информации с сайта правительства РФ, на начало 2014 года уровень регистрируемой безработицы превышал среднероссийский показатель в 158 моногородах (в 59 из них в два и более раза), а на начало 2015 года таковых было уже 173, и в 66 из них безработица была выше уровня по стране в два и более раза. При этом к 1 июля 2015 года их стало еще больше — 179 и 70 соответственно. За 2015 год численность безработных в моногородах выросла с 102,6 тыс. человек до 125,2 тыс. человек. К 1 января 2016 года в 206 моногородах из 319 числящихся в списке уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель, и в 84 из них превышение было в два и более раза.

    А уже по итогам 2016 года в правительственных отчётах сменилась риторика: пропали данные по безработице, остались только цифры, говорящие в пользу реализаторов программы. И началась активная агитация за ТОСЭРы.

    3 Иллюстрация:  Government.ru Максим Акимов

    Фонд развития моногородов: результат «в разработке»

    Второй официальный инструмент поддержки городов «одного предприятия» — это НКО «Фонд развития моногородов», созданный в октябре 2014 года в качестве оператора бюджетных средств. Его учредителем стал Внешэкономбанк, вложивший 16,4 млн рублей. Всё остальное финансирование, в том числе на поддержку моногородов и хозяйственную деятельность самого НКО, идёт из федерального бюджета. Контроль за Фондом ведёт наблюдательный совет, председателем которого на сегодня является первый заместитель руководителя аппарата правительства РФ Максим Акимов .

    Примечательно, раздел «результаты» на официальном сайте фонда, существующего уже три года, всё ещё «находится в разработке». Неужели нечем поделиться?

    Хотя лучшим оценщиком работы по эффективности использования бюджетных средств, пожалуй, будет не кто иной, как аудитор Счётной палаты.

    В январе 2017 года СП РФ обнародовала достаточно скандальный отчёт по результатам проверки эффективности использования средств федерального бюджета, полученных фондом с 2014 по 2016 годы.

    За рассматриваемый период Фонду было выделено 14,7 млрд рублей субсидии из бюджета страны. Из них на содержание самой НКО только за 2015—2016 год было потрачено 410,6 млн рублей. А уже из этой суммы «львиная доля» приходилась на зарплаты персоналу. К примеру, при средней зарплате в стране на 2015 год в 31,3 тыс. рублей сотрудникам НКО «Фонд развития моногородов», которых в штате было 57, в среднем платили 279,6 тыс. рублей. Но больше всех заработал генеральный директор. По данным аудитора, за 2015 год и 9 месяцев 2016 года ему было выплачено 20,6 млн рублей, то есть примерно 980,5 тыс. рублей в месяц. СП РФ уточнила, что расходы на зарплату из федерального бюджета «со стороны Минэкономразвития не ограничивались».

    Это не единственные «дырки» в нормативных актах, касающиеся главного оператора бюджетных средств в вопросе моногородов.

    Оказалось, что возможность тратить федеральную субсидию не только на строительство и реконструкцию инфраструктуры в моногородах прямо прописана в соответствующем постановлении правительства РФ. Например, Фонд может тратить деньги не только на своё содержание, но и на выдачу займов юрлицам, обучение управленческих команд моногородов. Подобные «вольности» привели к тому, что за рамками бюджетного законодательства оказались правоотношения, которые возникают у Фонда при использовании субсидии.

    «Механизм не позволяет в полной мере обеспечить исполнение установленных Бюджетным кодексом принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, а также применение бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства», — отмечалось в отчёте аудитора.

    7 Adept12 Городской дворец культуры и памятник В.И. Ленину на ул. Мира. Гуково, Ростовская область

    Стоит отметить, что нарушения «дозволяются» уже на уровне курирующего министерства.

    При обосновании 15,9 млрд рублей бюджетных ассигнований по приоритетной программе «Комплексное развитие моногородов» на 2017 год и два последующих Минэкономразвития РФ не указывало сведения «о сметной стоимости инвестиционных проектов, наличии проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, решениях о предоставлении земельных участков под строительство, а также об объёмах финансового обеспечения проектов за счет средств региональных бюджетов».

    В результате подобной «забывчивости», по данным Счётной палаты РФ, выплаты из федерального бюджета значительно превышали реальные потребности. Это косвенно подтверждается и тем фактом, что на середину ноября 2016 года объем неиспользованной субсидии составил 2,2 млрд рублей. На субсидии за два года Фонд, между тем, смог подзаработать почти 260 млн рублей. Субсидия до 1 января 2016 года была размещена на счетах Внешэкономбанка, и на неё начисляли проценты (от 8,75 до 10,75). За 2014—2016 годы из федерального бюджета в Фонд были направлены 14,7 млрд рублей.

    После ознакомления с аудиторскими отчётами, учитывая значительные остатки субсидий прошлых лет, низкий темп кассового освоения средств, Минфин РФ предложил не выделять Фонду в 2017 году субсидии. А на 2018—2019 годы финансирование продолжится — по 4,6 млрд рублей ежегодно. Хотя до этого планировалось направить в фонд за три года 15,9 млрд рублей.

    Чтобы примерно представить, чем занимается Фонд, можно рассмотреть структуру его расходов. По данным из аудиторского отчёта, из субсидии федерального бюджета в сумме 5,25 млрд рублей на 16 ноября 2016 года непосредственно на софинансирование расходов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах, ушло 2,89 млрд рублей. Административно-хозяйственные расходы самого фонда составили 410,6 млн рублей, ещё 6,1 млн рублей — на функции проектного офиса по проектам развития моногородов, 133 млн рублей — на формирование команд, управляющих проектами развития и их обучение, и 1,81 млрд рублей — на займы юрлицам, реализующих инвестиционные проекты.

    Строительство объектов инфраструктуры было завершено только по трём соглашениям — в Анжеро-Судженске, Юргинском городском округе Кемеровской области и в Набережных Челнах Татарии.

    «По четырём соглашениям было перечислено 531,9 млн рублей, но по различным причинам Фондом было приостановлено предоставление средств», — отметил аудитор.

    Ещё по шести промпаркам в разных регионах страны были заключены соглашения о софинансировании расходов регионов. При этом на момент аудиторской проверки не было актуальной информации о намерениях инвесторов, которые хотели бы строить производственные мощности на этих территориях. По мнению аудитора, «существуют риски, что построенная инфраструктура не будет востребована инвесторами». Общая стоимость строительства — 2,1 млрд рублей и 1,5 млрд рублей — средства федерального бюджета, выделенные через Фонд.

    8 Виталий Суханов Центр народной культуры «Русь». Вятские Поляны, Кировская область

    Обучение команд, которые должны были управлять проектами в моногородах, также вызвало много вопросов у Счётной палаты РФ. К примеру, за 2015—2016 годы на обучение одного слушателя фонд потратил 846,2 тыс. рублей — в 11 раз больше средней стоимости «обучения по аналогичным программам, предлагаемым ведущими образовательными организациями РФ». Кроме того, оказалось, что обученные участники команд не всегда в результате связывают свою деятельность с моногородами.

    Интересен результат и по созданию рабочих мест. По документам из Фонда, на начало октября 2016 года их было создано 1 506, что в шесть раз выше плана, а в города-получатели субсидии удалось привлечь почти 13 млрд рублей инвестиций. И это при том, что из 7,5 млрд рублей субсидии не использованы остались свыше 4 млрд рублей (54%). Казалось бы, молодцы, что сэкономили деньги бюджета, но и тут есть подвох.

    «Существенное перевыполнение плановых значений целевых показателей может свидетельствовать как о занижении плановых значений целевых показателей, так и о слабой взаимоувязке показателей с финансированием мероприятий при реализации соглашений», — отмечается в аудиторском отчёте.

    Подводя итоги в январе 2017 года, аудитор СП РФ отметил, что несмотря на увеличение бюджетных расходов на поддержку моногородов в большинстве из них «социально-экономическое положение ухудшается».

    «Существующая система государственной поддержки моногородов характеризуется формализмом и отсутствием исполнительной дисциплины, а также отсутствием ответственности за принятые решения и их последствия», — заявил аудитор Сергей Агапцов.

    Читайте также: Средства, выделенные Фонду развития моногородов, превышают потребности

    10 Дарья Антонова © ИА REGNUM Татьяна Голикова

    Программа есть, а результата нет

    В конце 2016 года в стране была принята приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», но, судя по информации аудиторов, её появление эффективности инструментам поддержки монопрофильных населённых пунктов не добавило.

    Глава СП РФ Татьяна Голикова на коллегии в мае 2017 года отметила, что данная программа «недостаточно проработана и требует корректировки».

    Среди отмеченных недочётов программы:

    — отсутствие конкретных мероприятий по снижение напряжённости на рынке труда;

    — нет решения проблемы ветхого и аварийного жилья;

    — отсутствие этапов и контрольных точек по программным мероприятиям;

    — отсутствие данных о ресурсном обеспечении мероприятий;

    — базовые показатели по рабочим местам и планируемым инвестициям некорректны, потому что не связаны с возведением объектов инфраструктуры, которые нужны для новых инвестпроектов в моногородах за счёт средств профильного Фонда.

    Выявил аудит и дублирование функций сразу по трём ведомствам — Минэкономразвития РФ, Внешэкономбанку и Фонду. В итоге оказалось, что у «семи нянек — дитя без глазу».

    «Ни один из федеральных органов исполнительной власти и институтов развития не обладает полной и достоверной информацией об объёмах поддержки моногородов и, самое главное, об их эффективности и результативности», — отмечалось на майской коллегии СП РФ с уточнением, что проработанной системы оценки социально-экономического состояния моногородов в стране нет до сих пор.

    Подобная бесконтрольность приводит к расхождениям в итоговых результатах, которые даёт по ситуации в моногородах Минэкономразвития в системе ГАС «Управление».

    "Представленные в 2016 г. в рамках мониторинга данные Росстата, Минтруда и Минпромторга зачастую не соответствуют показателям, содержащимся в ГАС «Управление», что создаёт противоречивую картину динамики развития моногородов», — говорится в аналитическом отчёте аудитора.

    Ещё больший бардак может появиться после создания Фондом развития моногородов собственной информационной системы. К слову, число моногородов в стране также под большим вопросом: кто-то мог попасть в список «по ошибке», а кого-то «забыли» внести. К примеру, в 2016 году Минэкономразвития при ежегодной актуализации списка выявил 16 городов-«излишков», которые попали в реестр «по ошибке». Например, как минимум один критерий в них не был соблюдён — доля работников градообразующего предприятия была меньше требуемых 20%.

    Цифры против

    Пока Фонд и ответственные министерства аплодируют самим себе, приводя выдернутые из контекста цифры, Счетная палата РФ делает вывод «об усилении негативных процессов» в моногородах, а статистика это подтверждает.

    К примеру, на сайте правительства РФ отмечается, что за 2016 год в моногородах число градообразующих предприятий в стабильном состоянии выросло относительно 2015 года на 7%. Но при этом отчего-то забывают там же указать, что в целом по полному кругу монопрофильных муниципалитетов темп роста отгрузки продукции градообразующих предприятий упал на 2,8%, а загрузка мощностей производства сократилась на 4,7%. И это при том, что только по линии Минпромторга России на поддержку промпредприятий в моногородах было выделено 30,9 млрд рублей (70% от суммы именно на поддержку градообразующих предприятий), что на 5,6 млрд рублей больше, чем в 2015 году. Для сравнения, по данным с сайта правительства РФ, за 2016 год в рамках деятельности фонда объём привлечённых инвестиций за счёт внебюджетных источников был 16,6 млрд рублей.

    Население, несмотря на господдержку, не хочет оставаться в «умирающих» городах и уезжает. По данным Счётной палаты РФ, миграция и естественная убыль в результате привели к тому, что за 2016 год население моногородов сократилось почти на 0,4% (50 тыс. человек от 13,02 млн человек), а работающих стало на 5% меньше (на 288 тыс. человек). По этой причине созданные на бюджетные миллиарды одна-две тысячи рабочих мест (за 2016 год деятельность фонда «принесла» 1,5 тыс. рабочих мест), которыми козыряют различные ведомства, записывая себе в заслуги по линии поддержки моногородов, больше походит на издёвку. В отчётах Фонда и ответственных министерств об итогах года в моногородах напротив новых рабочих мест катастрофически не хватает сведений о том, сколько рабочих мест не удалось сохранить.

    9 Максим Шаронов Ледовый дворец «Нижнекамскнефтехим»

    Даже сам Фонд в своей Стратегии развития пишет, что «для устранения проблем монозависимости и безработицы в моногородах требуется создание порядка 363 тыс. рабочих мест». То есть здесь и сейчас моногородам уже нужны эти рабочие места. А с учетом информации СП РФ о том, что «должный мониторинг состояния градообразующих предприятий моногородов не организован», показатель в одночасье может вырасти, достаточно обанкротиться одному градообразующему предприятию.

    «При этом банкротство одного градообразующего предприятия приводит к целому комплексу проблем, в том числе в сфере занятости населения и наполнения доходной части бюджета моногорода, так как основная доля налоговых и неналоговых доходов формируется за счёт поступлений градообразующих предприятий», — отмечается в докладе аудитора.

    А что же сами ответственные? Фонд развития моногородов на своём официальном сайте презентует Стратегию собственного развития до 2020 года, основанную на ранее раскритикованной Счетной палатой РФ за непроработанность программе «Комплексное развитие моногородов» и данных неких рабочих групп. В ней Фонд пишет о контрольных показателях в виде рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием по итогам 2018 года: их обещают создать 230 тыс. Но мелким шрифтом уточняется, что это с учётом временной занятости и накопленным итогом. К слову, только 13,1 тыс. из них будет создано за счёт прямой поддержки Фонда. Вопрос, насколько гарантированы остальные цифры, и кто дал такую гарантию, особенно с учётом всех вердиктов аудиторов?

    И ещё, по результатам 2017 года, если верить этому же документу, исключать моногорода из списка не планируется. А вот на 2018 год их запланировано сразу 18. Этот критерий был заложен в рамках нацпроекта «Модернизация моногородов», заявленного в июле 2016 года на Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ. По нему до конца 2018 года на территории 319 населённых пунктов должны быть созданы более 200 тыс. рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием, и привлечено инвестиций в основной капитал в объёме 317 млрд рублей. Также нацпроект через улучшение ситуации ставит перед собой план исключить у 18 городов из списка приставку «моно».

    Ещё одно интересное обещание — объём инвестиций в основной капитал с 50 млрд рублей по итогам 2017 года будет увеличен до 170 млрд рублей по итогам 2018 года. При этом «вливания» Фонда, на минуточку содержащегося из федерального бюджета, составят 43,9 и 62,8 млрд рублей соответственно.

    Ещё в феврале 2014 году Минэкономразвития предложил «закрывать» неперспективные моногорода, а жителей расселять в другие населённые пункты, где есть перспективы для улучшения качества жизни. Жителям обещали финансовую поддержку для переселения, среди основных претендентов называли города Сибири и Дальнего Востока, но дальше публичных заявлений дело не продвинулось. Моногорода продолжают «спасать» как умеют, и, как показывает ситуация, получается в целом пока не очень.

    В дорожной отрасли есть такой термин, как «заплаточный ремонт» или «латание дыр». Когда на масштабную реконструкцию проблемной дороги денег не хватает или по иной причине не выделяется, и на ней ежегодно делают «заплатки», чтобы «день простоять, ночь продержаться». И в итоге «заплаточный ремонт» за все годы обходится дороже капитального. Ситуация с моногородами на сегодня именно такое «латание дыр» и напоминает. Вопрос только в том, кому выгодно сливать бюджетные миллиарды на «заплатки», когда дорога давно требует капитального ремонта. И не появятся ли в России через лет 5—10 территории с табличками «здесь когда-то был город».

    Анастасия Степанова
    Депутаты рассмотрят проект бюджета Мурманской области на 2018 год - ИА Nord-News.RuЗавтра, 2 ноября, на заседании комитета Думы по бюджету, финансам и налогам парламентарии рассмотрят документы на соответствие требованиям статьи 23 Закона Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области».
    01.11.2017 ИА Nord-News.Ru
    Министерством финансов Мурманской области подготовлен 9 выпуск брошюры «Бюджет Министерства финансов Мурманской области для граждан» - Минфин Мурманской областиПо итогам работы за 9 месяцев 2017 года подготовлен 9 выпуск брошюры «Бюджет Министерства финансов Мурманской области для граждан».
    31.10.2017 Минфин Мурманской области
    Опубликован прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов - Правительство Мурманской областиПрогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов одобрен Правительством Мурманской области.
    30.10.2017 Правительство Мурманской области
    Министерством финансов Мурманской области подготовлен 9 выпуск брошюры «Бюджет Министерства финансов Мурманской области для граждан» - Минфин Мурманской областиПо итогам работы за 9 месяцев 2017 года подготовлен 9 выпуск брошюры «Бюджет Министерства финансов Мурманской области для граждан».
    30.10.2017 Минфин Мурманской области
    Правительством области одобрен прогноз социально-экономического развития региона на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов - Министерство экономического развитияНа заседании Правительства Мурманской области, состоявшемся 27.10.2017, рассмотрен прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
    28.10.2017 Министерство экономического развития
    На заседании Правительства Мурманской области министр финансов Елена Дягилева доложила о проекте закона Мурманской области об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
    27.10.2017 Helion-ltd.Ru
    Правительством области одобрен прогноз социально-экономического развития региона на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов - Министерство экономического развитияНа заседании Правительства Мурманской области, состоявшемся 27.10.2017, рассмотрен прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
    27.10.2017 Министерство экономического развития
    Фото: https://opennov.ru/files/news/010240f218836a73.jpg - Вестник СЗФОВ Мурманской области за 9 месяцев 2017 года, январь-сентябрь, таможней перечислено в федеральный бюджет 3 млрд рублей.
    24.10.2017 Вестник СЗФО
    Зарегистрирован второй резидент территории опережающего социально-экономического развития «Кировск» - Министерство экономического развития18.10.2017 Министерством экономического развития Российской Федерации ООО «НИТРО СИБИРЬ ЗАПОЛЯРЬЕ» включено в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
    20.10.2017 Министерство экономического развития
    Зарегистрирован второй резидент территории опережающего социально-экономического развития «Кировск» - Министерство экономического развития18.10.2017 Министерством экономического развития Российской Федерации ООО «НИТРО СИБИРЬ ЗАПОЛЯРЬЕ» включено в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
    19.10.2017 Министерство экономического развития
    Начата процедура общественного обсуждения проекта постановления Правительства Мурманской области «О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». - Министерство экономического развитияНачата процедура общественного обсуждения проекта постановления Правительства Мурманской области «О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»,
    12.10.2017 Министерство экономического развития
    Министерством социального развития Мурманской области в адрес подведомственных учреждений - центров социальной поддержки населения направлены средства на социальное обеспечение и иные выплаты населению Мурманской области,
    12.10.2017 Министерство труда и социального развития
    Северян приглашают к обсуждению прогноза социально-экономического развития Мурманской области - Телекомпания ТВ-21Началось общественное обсуждение проекта постановления Правительства Мурманской области «О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»,
    12.10.2017 Телекомпания ТВ-21
    Северян приглашают к обсуждению прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов - Правительство Мурманской областиНачалось общественное обсуждение проекта постановления Правительства Мурманской области «О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»,
    12.10.2017 Правительство Мурманской области
    Начата процедура общественного обсуждения проекта постановления Правительства Мурманской области «О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». - Министерство экономического развитияНачата процедура общественного обсуждения проекта постановления Правительства Мурманской области «О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»,
    12.10.2017 Министерство экономического развития
    Министерством социального развития Мурманской области в адрес подведомственных учреждений - центров социальной поддержки населения направлены средства на социальное обеспечение и иные выплаты населению Мурманской области,
    11.10.2017 Министерство труда и социального развития
    Минувшей весной в Мурманской области появилась первая территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
    11.10.2017 Hibiny.Com
    Министерством социального развития Мурманской области в адрес подведомственных учреждений - центров социальной поддержки населения направлены средства на социальное обеспечение и иные выплаты населению Мурманской области,
    10.10.2017 Министерство труда и социального развития
    На дороги Мурманской области предоставили более 280 млн субсидии - ИА Nord-News.RuВ 2017 году на конкурсной основе 20 муниципальным образованиям Мурманской области предоставлены субсидии на софинансирование дорожной деятельности в размере 283 млн рублей.
    10.10.2017 ИА Nord-News.Ru
    Опубликован отчет о ходе реализации Плана мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Мурманской области в 2016 и 2017 годах за 9 месяцев 2017 года - Министерство экономического развитияОтчет о ходе реализации Плана мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Мурманской области в 2016 и 2017 годах за январь - сентябрь 2017 года подготовлен в соответствии с распоряжением Прав
    07.10.2017 Министерство экономического развития
    Опубликован отчет о ходе реализации Плана мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Мурманской области в 2016 и 2017 годах за 9 месяцев 2017 года - Министерство экономического развитияОтчет о ходе реализации Плана мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Мурманской области в 2016 и 2017 годах за январь - сентябрь 2017 года подготовлен в соответствии с распоряжением Прав
    06.10.2017 Министерство экономического развития
    Опубликован отчет о ходе реализации Плана мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Мурманской области в 2016 и 2017 годах за 9 месяцев 2017 года - Правительство Мурманской областиОтчет о ходе реализации Плана мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Мурманской области в 2016 и 2017 годах за январь - сентябрь 2017 года подготовлен в соответствии с распоряжением Прав
    06.10.2017 Правительство Мурманской области
    Министерством социального развития Мурманской области в адрес подведомственных учреждений - центров социальной поддержки населения направлены средства на социальное обеспечение и иные выплаты населению Мурманской области,
    05.10.2017 Министерство труда и социального развития
    Более чем на 30% выросли цены на огурцы и помидоры в Мурманской области - ИА B-Port.ComМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 19 ноября/ БИ-ПОРТ  - В октябре 2017 года по сравнению с предыдущим месяцем среди продовольственных товаров наибольшее увеличение цен зафиксировано на отдельные виды плодоовощной продукции.
    19.11.2017 ИА B-Port.Com
    Программу круизов на Северный полюс  могут продлить до 2035 года - Телекомпания ТВ-21Программа круизов на атомных ледоколах ФГУП "Атомфлот" из Мурманска на Северный полюс может быть продлена, сообщила министр развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Ольга Кузнецова в пятницу.
    18.11.2017 Телекомпания ТВ-21
    Ковдорское месторождение никто не хочет разрабатывать - SeverPost.ruВ октябре должен был пройти аукцион на право геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке недр Ковдорское вермикулито-флогопитовое месторождение.
    18.11.2017 SeverPost.ru
    Между администрацией заполярной столицы и Министерством развития промышленности и предпринимательства Мурманской области подписан меморандум о взаимодействии и сотрудничестве в области развития внутреннего и въездного ту
    18.11.2017 Murman.Ru
    Более чем на 30% выросли цены на огурцы и помидоры в Мурманской области - ИА B-Port.ComМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 19 ноября/ БИ-ПОРТ  - В октябре 2017 года по сравнению с предыдущим месяцем среди продовольственных товаров наибольшее увеличение цен зафиксировано на отдельные виды плодоовощной продукции.
    19.11.2017 ИА B-Port.Com
    15 ноября состоялась встреча деловых кругов Норвегии и России - Северная ТПП15 ноября 2017 года Норвежско-Российская палата (г. Осло) совместно с Торгово-промышленной палатой Мурманской области (г.
    17.11.2017 Северная ТПП
    Госдума утвердила возможность предоставления налогового вычета для ИП по расходам на покупку "онлайн-касс" - Министерство экономического развития15 ноября 2017 года Госдума РФ приняла в третьем и окончательном чтении Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»,
    17.11.2017 Министерство экономического развития
    Правильно использовать специфику регионов - Мурманский вестник
    Правильно использовать специфику регионов
    В Мурманске прошла выездная сессия Петербургского экономического форума Текст: Ягупов Игорь Фото:
    Мурманский вестник
    На что обопрется опорная зона? - Мурманский вестник
    На что обопрется опорная зона?
    Промышленный рост требует надежной энергетики Текст: Дворецкая Галина Фото: Дмитрий Дубов Заседание рабочей группы.
    Мурманский вестник
    Станет наш Север теплей и светлей - Мурманский вестник
    Станет наш Север теплей и светлей
    Текст: Антонян Нина Фото: Лев Федосеев президент СПП Мурманской области Сергей Веллер, сенатор от Мурманской области Игорь Чернышенко, губернатор Марина Ковтун, председатель областной думы Сергей Дубовой,
    Мурманский вестник
    В Мончегорске из горящей квартиры спасли человека - ИА Nord-News.RuВ Мончегорске от местных жителей на пульт дежурной службы «01» поступила информация о возгорании в квартире по адресу: Ленинградская набережная, дом № 30.
    19.11.2017 ИА Nord-News.Ru
    В полицию Мурманска 17 ноября обратилась жительница Первомайского округа 1962 года рождения с заявлением о мошенничестве.
    19.11.2017 УМВД Мурманской области
    Автодорогу Заплярный-Сальмиярви закрывали из-за обрыва ЛЭП - ИА B-Port.ComМУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ/ 19 ноября/ БИ-ПОРТ  – Минувшей ночью на 18 км автодороги Заполярный-Самльмиярви произошёл обрыв линии электропередач.
    19.11.2017 ИА B-Port.Com
    Официально Ольга Алисова признана виновной. Теперь ей предстоит 3 года тюрьмы в колонии-поселения Фото: Дина КАРПИЦКАЯ - КП Мурманск
    Женщине, сбившей "пьяного мальчика", суд дал три года колонии
    Кроме того, ее обязали выплатить семье погибшего Алеши Шимко 2 500 000 рублей [видео] Сегодня 17 ноября 2017 года суд города Железнодорожный поставил точку в деле о ДТП , в котором погиб 6-летний Алёша Шимко.
    КП Мурманск
    Депутат Наталья Поклонская - КП Мурманск
    Поклонская выступила за пожизненный тюремный срок для вербовщиков террористов
    А Кадыров и вовсе предложил наказывать вербовщиков суровее, чем самих боевиков Госдума взялась ужесточить наказание для вербовщиков террористов.
    КП Мурманск
    Похитили и избили - Североморские вести
    Похитили и избили
    Военнослужащий войсковой части 62716 и гражданский мужчина признаны виновными в похищении человека.
    Североморские вести
    Кинотеатр «Мурманск»: пыль в глаза - SeverPost.ruВ 2014 году кинотеатр «Мурманск» громко открыли после реконструкции — такой в его истории еще не было.
    19.11.2017 SeverPost.ru
    Бесплатное кино - Североморские вестиС 20 по 22 ноября в североморском кинотеатре "Планета 51" пройдут  бесплатные  благотворительные показы.
    19.11.2017 Североморские вести
    Снежная деревня и ледовый лабиринт - Североморские вестиСкульпторы вот-вот приступят к созданию «Снежной деревни» в Кировске и  «Галереи ледовых скульптур» в Апатитах.
    19.11.2017 Североморские вести
    В Печенгском районе создают этнографическую площадку - Мурманский вестник
    В Печенгском районе создают этнографическую площадку
    Фото: Светлана Отинова МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Историко-краеведческом музее Печенгского района вновь кипят работы.
    Мурманский вестник
    Хоррор в стиле «паэлья» - Мурманский вестник
    Хоррор в стиле «паэлья»
    Текст: Алешин Геннадий «Обитель теней» Если быть точным - это вовсе не новинка, такие фильмы уже снимали, и не один раз, однако внимания на их стилевую уникальность никто, в том числе автор этих строк, не обращал.
    Мурманский вестник
    Этот махровый джаз - Мурманский вестник
    Этот махровый джаз
    На сцене Мурманской филармонии словно воскресла Элла Фицджеральд Текст: Вишневский Павел Фото: Павел Вишневский Рита Эдмондс.
    Мурманский вестник
    Силовики Мурманской области подвели итоги Спартакиады - Мурманский вестникФото с сайта http://www.gants.by МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вчера состоялось закрытие Спартакиады, посвященной 100-летию образования органов безопасности России.
    19.11.2017 Мурманский вестник
    Соревнования по физподготовке - Североморские вести22 ноября в 18.00 в СК "Олимпийский" пройдут соревнования по физподготовке среди спортсменов отделения дзюдо.
    19.11.2017 Североморские вести
    Каратэ-молодежь - Телекомпания ТВ-21В Мурманске в легкоатлетическом манеже состоялся чемпионат, первенство области и первый этап Спартакиады молодёжи по каратэ.
    19.11.2017 Телекомпания ТВ-21
    Старейший отряд Северного флота по борьбе с подводными диверсантами отмечает 45-летие - Мурманский вестник
    Старейший отряд Северного флота по борьбе с подводными диверсантами отмечает 45-летие
    Фото: Пресс-служба Северного флота. МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сегодня в Полярном состоялись торжественные мероприятия,
    Мурманский вестник
    Победные «качели» - Мурманский вестник
    Победные «качели»
    Текст: Аристов Игорь Фото: Игорь Аристов Три дня в мурманском легкоатлетическом манеже не утихали страсти.
    Мурманский вестник
    Две "бронзы" - Североморские вести
    Две "бронзы"
    Воспитанники североморского клуба восточных единоборств "БУДОКАЙ Мастер" и мурманской ДЮСШ №4 стали бронзовыми призерами открытого турнира по дзюдо памяти Ивана Алексеевича Бородулина, полного кавалера ордена Боевой Славы.
    Североморские вести
    В полицию Мурманска 17 ноября обратилась жительница Первомайского округа 1962 года рождения с заявлением о мошенничестве.
    19.11.2017 УМВД Мурманской области
    С днем ракетных войск и артиллерии! - Североморские вести19 ноября профессиональный праздник отмечают ракетчики и артиллеристы Северного флота.
    19.11.2017 Североморские вести
    Три десятка человек в Апатитах вышли поздравить Малахова с первенцем - SeverPost.ruОколо 30 человек собрались в Апатитах поздравить своего именитого земляка Андрея Малахова с рождением сына, сообщает издание Опентаун.
    19.11.2017 SeverPost.ru
    За сутки в Хибинах сошла лавина - ИА Nord-News.RuПо данным отдела лавинной безопасности АО «Апатит» на территории промплощадки АО «Апатит» установлена вторая, то есть умеренная степень лавинной опасности.
    19.11.2017 ИА Nord-News.Ru
    В Мурманской области синоптики обещают при прояснении до -20° - ИА Nord-News.RuВ Мурманской области ожидается облачная с прояснениями погода. Местами небольшой снег.
    19.11.2017 ИА Nord-News.Ru