Еще в 2005 – 2006 годах УФМС России по Мурманской области был издан механизм, который достаточно эффективно мог противодействовать деятельности ряда собственников жилых помещений, использующих регистрацию как способ личного обогащения. Алгоритм работы был утрачен после введения вместо института регистрации иностранных граждан их постановку на миграционный учет. Необходимо отметить, что в тот период основное внимание квартирных коммерсантов было сосредоточено на иностранных гражданах, активно выходящих из теневой составляющей и желающих дальше пребывать в Мурманской области. В течение длительного периода вопросы мнимой постановки на миграционный учет иностранных граждан и регистрации граждан Российской Федерации рассматривались под разными правовыми углами, но, как правило, решались в пользу физических лиц. Решались до момента возникновения угрозы общим принципам безопасности. Учитывая наличие благоприятных условий, а именно: отсутствие прямых законодательных ограничений, востребованность такой услуги со стороны лиц, только что приобретших гражданство Российской Федерации, иностранных граждан и, безусловно, экономической привлекательности региона, коммерческие аппетиты собственников названных жилых помещений возросли. Но, с 3 января 2014 года в юридическую силу вступил Федеральный закона №376-ФЗ, который ввел принципиально новые понятия фиктивной регистрации, уголовную и административную ответственность за такие деяния, как в отношении граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан. Впервые возникла правовая возможность снятия с фиктивной регистрации граждан с любого вида учета без участия судебного органа. В течение всего времени действия указанных норм УФМС России по Мурманской области во взаимодействии с другими правоохранительными структурами продолжается работа в данном направлении. За 9 месяцев 2015 года по фактам фиктивной регистрации Управлением в органы внутренних дел было направлено 56 материалов, из которых по 25 – возбуждены уголовные дела.
В этой связи УФМС России по Мурманской области предупреждает о том, что регистрация должна осуществляться с сохранением всех законодательно определенных условий: вселением, фактическим проживанием и соответственно государственным учетом, информирует о том, что фиктивная регистрация – это административно и уголовно-наказуемое деяние.