На дорогах области без перемен, нарушений меньше не становится. За минувшие выходные, например, инспекторы зафиксировали их более 1200. Многие дорожно-транспортные происшествия не заканчиваются разбитыми бамперами и фарами. И тогда уже дело приходится иметь с куда более печальными цифрами статистики.
Взяли с поличным
- С начала года на дорогах области произошло 735 дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, - говорит старший следователь следственного отдела по расследованию ДТП следственного управления УМВД России по городу Мурманску майор юстиции Алексей Исаев. - В них 926 человек получили травмы различной степени тяжести. К сожалению, 53 человека погибли.
За год через руки следователей отдела прошло 110 уголовных дел. Семьдесят два из них направлено в суд. Виновные получили по заслугам. Четыре года в колонии строго режима проведет житель Североморска Ф. Год назад в районе Росляково он сбил женщину и трусливо скрылся с места происшествия. Пострадавшая от полученных травм скончалась в больнице в тот же день. Сотрудники полиции несколько дней искали того, кто был за рулем. Потребовались немалые усилия: просмотр записей камер видеонаблюдения, установленных от Североморска до Мурманска, опрос многочисленных возможных очевидцев, друзей и знакомых предполагаемого нарушителя.
Он тем временем тоже не сидел сложа руки. В тот же день вернулся на место происшествия и стал втихаря подбирать с земли вещественные доказательства - осколки бампера своей машины. Кроме того, быстро заказал через Интернет все необходимые для ремонта запчасти и спрятал авто от посторонних глаз в гараж.
- Не успей полицейские вовремя установить личность владельца подозрительной машины, через день-два все повреждения на ней были бы устранены, - продолжает Алексей Исаев.
Подозреваемого, 35-летнего неработающего жителя флотской столицы, взяли с поличным. Он признал свою вину, объяснив бегство с места ДТП испугом. Позже выяснилось, что на его счету больше 10 судимостей за различные преступления. Кроме того, его неоднократно привлекали к административной ответственности за превышение скорости.
Учительницу остановила стенка
Большинство виновников тяжелых ДТП - мужчины. Но в последнее время все чаще и женщины за рулем попадают в инспекторские протоколы. В 2013 году их было всего 9, в минувшем - уже 15, в этом, еще не завершившемся - 16.
В поселке Ревда трагедией закончилась поездка нетрезвой учительницы(!) местной школы с друзьями. На одной из улиц, не справившись с управлением, она врезалась в бетонную стенку. Сработали подушки безопасности, они и спасли жизнь нетрезвой водительнице и переднему пассажиру. Но вторая пассажирка, что была на заднем сиденье, получила множественные травмы, от которых скончалась на месте аварии.
Еще один яркий пример того, что алкоголь и руль несовместимы. Во дворе одного из домов на улице Старостина областного центра женщина за рулем сбила сразу троих пешеходов. Позже один скончался в лечебном учреждении. Полицейские выяснили, что за руль виновница села будучи “под градусом”, а ее водительский стаж был совсем невелик: права автоледи получила буквально за несколько часов до трагедии. Протаранив пешеходов, водительница даже не подумала остановиться. Наоборот, она резво поехала дальше. Но не смогла объехать припаркованный микроавтобус. Он и стал камнем преткновения для нарушительницы. Суд приговорил виновную в полутора годам лишения свободы в колонии-поселении и надолго лишил ее права садиться за руль.
- В течение 11 месяцев текущего года по вине нетрезвых водителей совершено 47 дорожных происшествий. В них четыре человека погибли и еще 69 оказались на больничных койках, - констатировал майор юстиции Алексей Исаев.
Кроме “нетрезвой езды” он акцентировал внимание еще и на других причинах аварий с тяжелыми последствиями. Среди них доминируют выезд на встречную полосу движения, превышение установленного скоростного режима и грубые ошибки участников дорожного движения на пешеходных переходах.
Эх, дороги…
Помимо лихачей, нетрезвых водителей и других нарушителей у проблемы с количеством ДТП есть еще один аспект. Это состояние дорог и сопутствующей инфраструктуры. Как прозвучало на заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, при анализе ДТП выявлено, что в половине случаев в месте аварий были недостатки дорожной сети. Самые частые проблемы - нечетко видимая разметка, плохая уборка дорог зимой, отсутствие ограждений, знаков, освещения, дефекты дорожного покрытия.
По таким фактам сотрудники ГИБДД составляют административные протоколы, выносят предписания в адрес ответственных за содержание дорог. Но дело, как часто бывает, упирается в финансирование. Взять, например, такой важный вопрос, как дороги вблизи учебных заведений. По словам министра транспорта Мурманской области Дмитрия Соснина, приведение этих автоподъездов в соответствие нормативам требует, как правило, капитальной реконструкции. Для этого нужно разрабатывать проект, проводить изыскательские работы. В результате процесс растягивается года на два и требует миллионных вложений. А возможности бюджета не безграничны. Поэтому все делается поэтапно.
К слову, глава ведомства предупредил, что ситуация с финансированием может стать тяжелее в следующем году. Согласно проекту федерального бюджета, который сейчас рассматривается Госдумой, предполагается снизить долю от акцизов, которая остается в региональных дорожных фондах. Для дорожного фонда нашей области это может обернуться потерей 350-400 миллионов рублей.
Детский вопрос
Отдельно был затронут вопрос о ДТП с общественным транспортом и нарушениях при перевозках людей. Речь в первую очередь идет о маршрутках и частных перевозчиках. В этом году состоялось 128 рейдов, в ходе которых были проверены почти полторы тысячи единиц общественного транспорта. Количество выявленных нарушений исчислялось сотнями. К ответственности привлечены более 150 должностных лиц, почти два десятка индивидуальных предпринимателей и почти 40 юридических лиц. Транспорт часто не имеет всего необходимого оборудования, водители не проходят обязательный медосмотр,
Представители руководства ГИБДД отметили, что здесь помогли бы более действенные законодательные меры - например, право изымать транспортное средства на период рассмотрения административного дела о нарушениях. Но имеющихся на сегодня рычагов недостаточно для поднятия дисциплины перевозчиков.
Увы, касается это и детских перевозок. Контроль над ними всегда был особый, а сейчас, после трагедии в Ханты-Мансийском автономном округе, где погибли 12 детей, он должен стать еще более жестким. С начала года организаторам перевозок детей выдано более 60 предписаний об устранении нарушений. Причем среди нарушителей - и перевозчики, и педагоги, и другие лица.
Что касается предстоящих новогодних праздников и каникул, то, как заверили руководители областного управления ГИБДД, будут приняты все меры безопасности. Например, перевозки детей по области на новогодние елки будут осуществляться обязательно в сопровождении патрульных машин ГИБДД.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ,
Илья ВИНОГРАДОВ.
Фото предоставлены ОБ ДПС по г. Мурманску
и из открытых Интернет-источников.