Госдума в четверг, 20 июля, приняла поправки в Воздушный кодекс (Правила провоза багажа в самолете), которые коснутся миллионов авиапассажиров. Теперь в билеты на самолет авиакомпании могут вообще не включать бесплатный провоз багажа. Правда, это касается только невозвратных тарифов - а они самые дешевые, и большинство путешественников именно их и покупают.
Новости многих туристов привели если в ступор, то в легкое замешательство: как так, давно ж безбагажные тарифы ввели, я еще прошлым летом за чемодан на рейсе S7 платил? А «Победа» и вовсе только с дамской сумочкой пускает, за рюкзак денег требует!
На самом деле безбагажные тарифы российских авиакомпаний до сих пор были условно безбагажными - любой из них позволял бесплатно взять 10 кг. Даже «Победа» при всех ее строгостях с ручной кладью 10 кг в багажном отсеке возить разрешала. Именно потому, что эта норма была прописана в Воздушном кодексе. Теперь ее отменили. И перевозчики имеют полное право вообще багаж не включать в стоимость билета. Нужен чемодан - плати, готов лететь налегке - экономь.
И что теперь, завтра во всех аэропортах страны начнут брать деньги за каждый чемоданчик? «Комсомолка» разобралась в деталях новых правил.
Когда они начнут действовать?
Спокойно - только через 60 дней после официальной публикации поправок. То есть в летние отпуска успеем отлетать, как привычно, 10 кг бесплатно гарантированы даже по безбагажным тарифам.
Деньги за чемодан будут брать на любом рейсе?
Нет. Все зависит от авиакомпании и от тарифа, по которому вы покупаете билет. Сейчас, скажем, у «Аэрофлота» в любой билет, даже самый дешевый, сейчас входят 23 кг бесплатного багажа - хотя могли бы оставить всего 10, как это сделали S7 и ЮтЭйр в своих условно безбагажных тарифах. Скорее всего, национальный перевозчик своих правил не поменяет. Во всем мире развиваются две бизнес-модели, и обе успешны: авиакомпании, которы делают ставку на сервис - как «Эмирейтс», например — и вовсе не собираются брать деньги на багаж и еду. И лоукостеры, где реально дешево можно купить «голый» билет, а за каждый чих доплачивать.
Теперь про тарифы. Поправки позволяют сделать полностью безбагажными только невозвратные билеты. Если билет можно вернуть - то в его стоимость автоматом входят минимум 10 кг багажа (или больше, это уже право авиакомпании). Скорее всего, перевозчики за ближайшие два месяца перекроят свои тарифные сетки под новые правила. Будут самые дешевые билеты, которые нельзя сдать и любой багаж только за деньги, будут средние, с 10 кг бесплатного багажа и ограничениями по возврату (со штрафом, например) и дорогие, где можно взять чемодан весом 23 кг и сам билет менять и сдавать. Это условная схема, конечно.
А как с ручной кладью?
Поправки оговаривают, что габариты и вес бесплатной ручной клади (той, что мы берем в салон самолета, а не сдаем на стойке регистрации) может определять перевозчик. Сейчас, в зависимости от авиакомпании, на борт можно взять сумку весом 5, 8 или 10 кг. Скорее всего, эти нормы не изменятся. Исключение - «Победа» с ее крайне жесткими ограничениями по ручной клади (см. сайт kp.ru). До сих пор-то хоть 10 кг багажа были бесплатными: рюкзак сдаешь, а сам - в салон с одним фотоаппаратом и мобильником. Теперь, по идее, она должна дать возможность брать в салон хотя бы небольшие рюкзаки и чемоданчики, иначе каждому пассажиру автоматически придется доплачивать.
Как узнать, положен ли мне бесплатный багаж?
Поправки обязывают авиакомпанию информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета. Это и сейчас актуально, а после вступления поправок в силу станет вдвойне важным. Справедливости ради, перевозчики на своих сайтах информацию не прячут. Как правило, надо нажать на название тарифа рядом с ценой иди иконку, символизирующую багаж. Увидите: только ручная кладь, 10 кг, 23 кг... Если спохватились уже после покупки, в электронном билете ищите графу «Багаж».
Сколько будет стоить сдать чемодан?
Тарифы устанавливает перевозчик. В среднем, по нынешним расценкам, - 2 000 рублей или 50 евро (на международных рейсах) за чемодан весом до 23 кг.
Подешевеют ли билеты?
Главный аргумент сторонников закона - билеты на самолеты подешевеют. У той же «Победы» базовые тарифы обещают снизить на 20% - потому около 40% пассажиров лоукостера правом провоза минимального багажа не пользуются, но вынуждены оплачивать услугу. Даже если так, сэкономят далеко не все - ну кто полетит в отпуск с детьми, взяв лишь легкую сумочку! Все равно придется платить за чемодан.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр СИЗИНЦЕВ, генеральный директор интернет-сервиса для путешественников Biletix:
- Сейчас доля продаж безбагажных тарифов среди всех проданных нами билетов превышает 20%. Они действительно помогли снизить средний чек на перелеты по России: в 2016 году пассажиры платили в среднем 8 880 рублей, сейчас 7 050 рублей. Кроме того, благодаря гибкому ценообразованию удалось сохранить спрос на авиабилеты в кризисный 2016 год. В 2017 году рынок туризма восстанавливается, и авиакомпании вновь стремятся повысить стоимость услуг. И сейчас отмена бесплатного багажа приведет к подорожанию билетов, так как перевозчик будет брать дополнительную плату за данную услугу.
А КАК У НИХ?
Посмотрим, появятся ли у нас билеты за 10 евро!
- В Евросоюзе и США вопрос с багажом законы вообще никак не регулируют, авиакомпании сами решают, что разрешат пассажиру везти бесплатно, а что за деньги, - комментирует PR-директор Aviasales Янис Дзенис.
Так что и в России теперь - как во всем мире. Любой, кто летал западными лоукостерами, знает: у Ryanair, EasyJet и им подобных в билет действительно вообще никакой багаж не входит. Зато с ручной кладью щедро - Ryanair даже две сумки разрешает провезти, одну на полке над сиденьем, другую под креслом. Так что пассажиры на чемоданах экономят, а в салон берут по максимуму.
Российские авиаторы, которые лоббировали свежепринятые поправки, как раз доказывали: наша норма в 10 кг бесплатного багажа мешает отечественным лоукостерам конкурировать с иностранными, у которых таких ограничений нет. Что ж, посмотрим, появятся ли у нас теперь билеты за 10 евро, как в Европе - препоны-то сняли!
ЦИФРЫ
50% пассажиров не знают, включен ли бесплатный багаж в купленный ими билет.
30% платят за чемодан уже в аэропорту , с удивлением узнав, что тариф безбагажный.
60% можно сэкономить, если оплачивать не входящий в билет багаж заранее, на сайте авиакомпании.
По данным Aviasales.
Еще больше материалов по теме: «Туризм: Авиаперелеты»
Юлия СМИРНОВА true_kpru