С начала года арктические порты обработали 38,3 миллионов тонн грузов (+7,2% к шести месяцам 2017 г.), но как ни привлекают туда транзитные грузы, там по-прежнему в большем объеме переваливается каботаж, сообщают СМИ.
«Рост перевалки в портах Арктического бассейна до конца 2018 года и в среднесрочной перспективе будет происходить в основном за счет добычи и транспортировки полезных ископаемых (нефти и СПГ) из Арктики по Северному морскому пути. В 2017 году перевалка налива почти удвоились при росте грузооборота портов на 59%. До конца 2018 года высокие темпы роста перевалки экспортных грузов также сохранятся благодаря нефти, нефтепродуктам и СПГ, который начал добывать и транспортировать НОВАТЭК с «Ямал-СПГ», – прогнозирует управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова.
Однако она обращает внимание на то, что в регионе существуют узкие места. В частности, это портовая инфраструктура Мурманска, которая обеспечивает 68% грузооборота портов Арктического бассейна и работает на пределе своих возможностей. Другие крупные порты – Варандей и Сабетта, несмотря на свое активное развитие и темпы объемов перевалки, также имеют ограничения.
По словам экспертов, серьезным препятствием для повышения эффективности является удаленность портов от железных дорог, а также сложные погодные условия и зависимость только от углеводородных грузов.
Тем не менее планируется, что Севморпуть будет загружен вплоть до 2030 года именно благодаря экспорту минерального сырья, добытого в акватории моря.