А где Ленин?

А где Ленин?
А где Ленин?
Некоторые посетители делали наброски экспонатов.
Фото: www.mvestnik.ru
Так, бывало, спрашивали у собирателя народных костюмов Сергея Глебушкина при виде долларов

Текст: Андреева Екатерина

Фото: Сергей Ещенко Коллекционер Сергей Глебушкин.

Красивая вышивка в виде роз и других цветов - признак повседневной одежды, а клетка - праздничной. Почему так? Ответ на этот и другие вопросы северяне могут узнать на выставке «Народный костюм в семейных традициях», открывшейся в Культурно-выставочном центре Русского музея, что на улице С. Перовской, 3. Экспонаты, а это не один десяток манекенов в сарафанах, рубашках и юбках, размещены в большом зале. Их предоставил московский коллекционер Сергей Глебушкин.

- Конечно, я не могу привезти всю свою коллекцию, это около 300 экземпляров, здесь лишь часть, - сказал собиратель на церемонии открытия выставки. - Жители Кольского Заполярья, которые придут в музей, увидят праздничные и будничные костюмы Архангельской, Вологодской, Курской, Липецкой, Калужской, Пензенской и Смоленской областей. Почему именно эти губернии? Потому что там сохранились традиции семейного русского костюма. К примеру, за Уралом и в Поволжье такой традиции не было, там со времен Ермака и Ивана Грозного живут приезжие. Дальний Восток тоже не может отличиться тем, чем славилась Киевская Русь. Впрочем, и Мурманская область не входит в этот список - в ваш регион люди приезжали позже.

Возраст всех вещей коллекции Сергея Глебушкина - 100-150 лет. Все они настоящие, созданные в XIX-XX веках, а не новоделы, сшитые в наше время. Конечно, большинство вещей пришлось подремонтировать: что-то зашить, что-то постирать, ведь хранились они в сундуках, чуланах, и не всегда их бывшие хозяева осознавали историческую и культурную ценность одежды, которую носили их предки. Знакомясь с экспонатами, можно рассмотреть вышивки, ткачество, словом, ручную работу, которой занимались и девочки, и женщины в русских семьях.

- Собирательством костюмов я занимаюсь уже 30 лет. Начинал молоденьким мальчишкой и не останавливаюсь до сих пор, - продолжил коллекционер. - Ездил по деревням, спрашивал, не сохранились ли костюмы. Но меня не всегда понимали, ведь в одной губернии женская одежда называется сряда, в другой - наряда, в третьей - большая или маленькая наряда. Часть нарядов мне отдавали просто так, часть покупал. Ну, как покупал... В 90-е годы прошлого века актуальнее были товары, поэтому менял костюмы на ткани, продукты питания, но самыми дефицитными тогда были глубокие резиновые галоши. В деревне они нужны для любой работы, вот и покупал их в столице и вез в деревни. Конечно, не обходилось и без конфузов. Когда стал популярен доллар, одна старушка сказала, что отдаст одежду своих предков за эту валюту. Протягиваю ей доллар, а она не верит, что это он, ей нужно, чтобы на купюре был портрет Ленина. Но решили этот вопрос. Все торги у меня всегда проходили полюбовно, никогда никого не обманывал, это нехорошо.

Впрочем, в таких поисковых экспедициях случалось разное. Бывало, что наутро машина коллекционера стояла на кирпичах, а четыре колеса куда-то пропадали. То он обнаруживал проколотыми две шины. Но такие неприятности не останавливали Сергея Глебушкина: он продолжал колесить по стране в поисках экспонатов.

- Народный костюм - знакомая тема для Мурманской области, - сказал на открытии выставки заместитель председателя регионального комитета по культуре и искусству Александр Баранников. - Мы видим его на фестивале «НаМОДнение», где есть соответствующая номинация, также у нас очень популярны народные ремесла, которые передают традиции, историю культуры. Мы все хотим узнать историю своей семьи, чем жили наши предки, во что одевались, что ели… Но зачастую эти познания заканчиваются на третьем колене. Очень трудно хранить традиции и еще сложнее прялки, ткани и другие реквизиты.

- К сожалению, русского национального семейного костюма в России почти нет, - взяла слово директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Но иногда он все же приходит в нашу жизнь. Например, во время выступлений фольклорных коллективов, занимающихся танцами, песнями. Нынешняя выставка позволяет нам вспомнить о своих предках, истоках. Это очень важно.

Тяга к корням у людей настолько сильна, что некоторые реагируют очень остро. Так, во время Дней российской культуры во Франции, в Париже, на открытии выставки Сергей Глебушкин услышал, как он сам выразился, «бабий вой»: пожилая француженка с фиолетовыми волосами, упав на колени, целовала подол костюма Тамбовской губернии. Оказалось, женщина не говорит по-русски, но, прочитав, в подобном костюме ходили ее предки, а они были именно из-под Тамбова, не смогла сдержаться и разрыдалась.

Мурманчане, конечно, были не столь эмоциональны, но некоторые юные посетители зарисовывали костюмы в блокноты.

- Мы занимаемся в изостудии Дома творчества имени Анатолия Бредова. Пришли на выставку, увидели костюмы и решили сделать эскизы, чтобы потом попытаться смастерить красивые наряды, - сказали Маша Козырева и Арина Тритенко. - Нам понравилось, как красиво подобраны цвета - белый, синий, красный и их оттенки. Вообще, чем больше оттенков, тем выразительнее смотрится. На многих очень красивая вышивка, особенно приглянулись розы на сарафане. Только почему-то написано, что это будничный костюм. Нам кажется, он больше подходит для праздников.

- Узоры кочуют из праздничных в будничные одежды, - пояснил Сергей Глебушкин. - К примеру, в Архангельской губернии клетка была признаком праздничной одежды. А потом появилась набойка, и клетка ушла в будни. Затем набойку из нарядной одежды вытеснил шелк и так далее. Или взять, к примеру, фартук. Вот мы видим на одном из них клетку, потом появилось кружево, затем - вышивка, свастика. У многих из нас последний узор ассоциируется с фашистской Германией и Гитлером. А зря. Это самый главный, сильный оберег у многих народов, в том числе и славян. Он олицетворяет крутящийся момент, жизнь.

Все это и многое другое можно увидеть на выставке. Единственное, что не представлено в зале, - мужские костюмы. Конечно, они тоже были и праздничные, и будничные. Так, по обычаям, невеста должна была вышить к свадьбе для жениха рубаху или его инициалы на карман. К сожалению, мужских рубах почти не сохранилось. Почему? Во-первых, по традиции, при рождении ребенка закутывали в рубаху отца, чтобы передать мужскую силу. Во-вторых, в советское время одежда представителей сильного пола очень пригодилась в хозяйстве. К примеру, если надо было сложить сахар или макароны, а мешка под рукой не оказывалось, отпарывали у рубахи рукава и делали из них тару. Уверена, у некоторых до сих пор в чуланах хранятся такие запасы.

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.12.2017

 
По теме
Завершено расследование тройного убийства в Мурманской области, совершённого 22 года назад - ИА B-Port.Com Подозреваемый скончался ещё в 2009 году Следственным отделом СКР по Мурманской области завершено расследование уголовного дела об убийстве трёх человек, совершенном более 22 лет назад.
ИА B-Port.Com
В Мурманской области открыт первый кабинет для пациентов с критической ишемией нижних конечностей - Мурманский вестник Фото предоставлено МОКМЦ. В стационаре на улице Володарского,18 Мурманского областного клинического многопрофильного центра (МОКМЦ) открылся кабинет для приема пациентов с критической ишемией нижних конечностей.
Мурманский вестник
Медики рассказали о путях преодоления антибиотикорезистентности после пандемии коронавируса в Мурманске - Правительство Мурманской области В Мурманске состоялась образовательная конференция «II Северо-западная конференция по антимикробной терапии и клинической микробиологии».
Правительство Мурманской области
Время играть в классику - Мончегорская ЦБС 27 марта  в  Экологической библиотеке, в рамках Недели детской и юношеской книги,
Мончегорская ЦБС
АФИША - Арктик-ТВ г. МУРМАНСК Мурманский областной художественный музей (г. Мурманск, ул.
Арктик-ТВ
Желание творить и радовать - Мурманский вестник Фото: Сергей Ещенко Отметить профессиональный праздник на рабочем месте - традиция для многих.
Мурманский вестник